Как ездить с армянскими номерами в россии

Содержание

Номера машин Армении

В 2015 году Армения вступила в Евразийский экономический Союз. И с 2017 года перестало действовать разделение на машины, которые были растаможены в Армении до 2014 года и после этого периода.

На сегодняшний день в 2019 году россияне, а также любые члены ТС могут привезти Армянский автомобиль и ездить на машине с армянскими номерами без оформления ввоза, растаможки и ограничений по времени нахождения машины в стране.

Можно ли ездить на авто с армянскими номерами гражданину России в 2020 году

Начиная с 2015 года Армения поставляет машины в Россию. Власти долгих 5 лет «закрывали глаза» на нарушения, связанные с ввозом автопрома из ЕАЭС (Евразийский Экономический Союз) и его дальнейшей перерегистрации. Летом 2020 законодательство РФ изменило правила ввоза, с лояльных на более строгие, и вопрос о том, можно ли ездить на авто с армянскими номерами гражданину России в 2020, стал актуальным для большинства водителей.

❌ «Испытательный срок» для Армении вышел и теперь, прежде чем купить импортный автомобиль, следует хорошенько подумать. Продать такой автомобиль будет сложнее, чем купить.

Изменения произошли не в таможне, именно ГИБДД выявила ряд множественных нарушений, связанных с регистрацией, оплатой пошлин и дальнейшим владением автомобилем. Инспекторы сегодня «шерстят» автомобили из ЕАЭС, изымают их, а на владельца накладывают внушительные по размеру штрафы.

Ездите на армянских номерах? Готовьте штраф — заработал новый закон

Транспортные средства с армянскими номерами можно встретить практически на всей территории РФ. Однако нарушения ПДД, а также ДТП с их участием становятся частым явлением, поэтому таможенные органы и ГИБДД вынуждены применять меры по усилению контроля за ввозимыми автомобилями.

Армянские номера на авто

Номер с видом на Арарат. Машины из Армении оказались вне закона

Российские владельцы автомобилей с армянскими номерами попали в почти безвыходное положение. В регионах ГИБДД штрафует их транспортные средства или даже отправляет на спецстоянки. Причина — в отсутствии документов от таможни, однако легализовать такой автомобиль непросто. Это как минимум потребует уплаты суммы, превышающей его изначальную стоимость. Между тем юристы утверждают, что закон позволяет свободно ездить на автомобилях с армянскими номерами. В сложной и запутанной ситуации разбирались «Известия».

В конце 2019 года житель города Энгельса Саратовской области Алексей, как и многие граждане России, отправился в Армению за автомобилем. В 2014 году эта страна подписала договор о присоединении к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), но переход на единые таможенные тарифы отложила до 2020 года. Кроме того, в декабре 2017 Совет Евразийской экономической комиссии освободил товары, ввозимые на территорию Союза для личного пользования, от уплаты таможенных пошлин.

Авто на армянских номерах: законодательство, проблемы и регистрация

В какой-то момент на дорогах Российской Федерации появилось очень много авто на армянских номерах. Это явление стало проблемой для ГИБДД, так как приняло массовый характер. И дело тут не в том, что армяне вдруг резко переехали в Россию на своих авто, а в несовершенстве законов. С 2020 началась работа по пересмотру законодательства и таможенных правил. Чтобы не получить крупный штраф, нужно быть в курсе об изменениях.

Авто с Армянскими номерами в России

То есть любой гражданин РФ может отправиться в Армению, приобрести там машину любого года выпуска и оформить ее на себя, а после вернуться в Россию и ездить с армянскими номерами на машине.

  • Важно, чтобы машина находилась и была растаможена в стране покупки. После этого вы сможете перегнать его куда угодно. При желании вы можете поставить на машину и российские номера, но здесь придётся уплатить утилизационный сбор.
  • Также могут возникнуть сложности с экологическам классом, он должен быть не меньше ЕВРО-5.
  • Потребуется и кнопка ГЛОНАСС.
  • Кроме того, будет действовать правило, что если ТС растаможено в РА до 2014 года, то в РФ растаможка ему не понадобится, а после этого периода растаможка потребуется.

Армянские номера в РФ

Здесь есть единственный минус. Ездить на машине с зарубежными номерами сможет лишь тот человек, на которого она оформлена. Так что вы не сможете передать свое ТС другим лицам или продать его в России.

Почему армянские автомобили пользовались спросом

При присоединении Армении к ЕАЭС, страна получила перечень льгот, в число в которых входило снижение размера таможенных пошлин на товары, включая автомобили.

Для сравнения, на ввозимые в Россию б/у иномарки, устанавливалась пошлина, в размере 48-54%, а в Армении она составляла всего 10% от стоимости.

Существовала еще пара-тройка преимуществ, которыми активно пользовались россияне, покупая машину в ЕАЭС. Их перечень:

  1. Низкая ставка по транспортному налогу. И без того пониженная сумма транспортного налога, имела свойство еще уменьшаться, наравне с годами «старения» автомобиля.
  2. Невозможность отслеживания нарушителей по иностранным номерам. Этот момент стал основополагающим при изменении законодательства, которое касается импортных машин. Номера машин не содержатся в базе РФ. Все дело в регистрационных знаках, камеры фиксируют нарушение, а автоматизированная система при рассылке штрафов, не способна определить собственника.
  3. Лояльная постановка на учет автомобиля в Армении. Для россиян было разработано несколько схем для быстрой и низкой по стоимости регистрации автомобиля, среди них наиболее частые – временная регистрация на 5 дней и езда по доверенности.

Но в начале 2020 года, власти РФ пересмотрели законодательство и привели в действие «механизм» по устранению нарушений, меры приняты кардинальные, автовладельцам, стоит задуматься, можно и нужны ли ездить на авто с армянскими номерами гражданину России в 2020, что им за это грозит и какую сумму штрафа понадобится оплатить.

Без затрат и камер

Появлялась лазейка в законодательстве: гражданин России мог приобрести в Армении автомобиль — цены там были намного ниже и всё еще действовали выгодные таможенные тарифы — и преспокойно выехать на машине домой через зеленый коридор.

«Я, как и многие другие, перед поездкой написал обращения в Таможенную службу и ГИБДД, чтобы обезопаситься и понимать, законна ли такая покупка и смогу ли я эксплуатировать автомобиль без проблем. Ответы были все как один: транспортное средство, зарегистрированное в государстве в составе ЕАЭС, не подлежит декларированию и свободно перемещается по территории. Без оформления временного ввоза, без подачи декларации», — рассказал «Известиям» Алексей.

Номер с видом на Арарат. Машины из Армении оказались вне закона

В итоге в 2018–2020 годах в Россию было ввезено около 300 тыс. автомобилей с армянскими номерами. Такой способ обзавестись транспортными средствам оценили и те, кто планировал приобрести авто с двигателем большого объема, и кто приценивался к редкому янгтаймеру, и, наконец, те, кто имел на руках более чем скромную сумму.

Были и те, кто любил быстро ездить и не любил получать штрафы. У владельца машины с армянскими номерами как раз был такой иммунитет: камеры фиксировали нарушение, но кому отправлять постановление? Общей базы у российского и армянского ведомств не было. Кстати, эта неуловимость машин с иностранными номерами и приведет в будущем к серьезным последствиям.

Причины массового появления на дорогах армянских номеров

Для начала нужно понять, почему в России вдруг появилось столько авто с номерами из Армении. Дело в том, что в 2014 страна подписала документы о вступлении в ЕАЭС, а в 2020 фактически туда вступила. В этот период правила ввоза автомобилей на территорию Армении значительно упростились.

Справка. По законам ЕАЭС странам-членам союза разрешается пользоваться своими ТС на территории этого союза без замены номеров.

Сыграл тот факт, что армянские авто в России не попадали под санкции фотофиксации нарушений. Ведь в ГИБДД не было базы данных автомобилей сопредельного государства и владельцы таких машин продолжали ездить, нарушая скоростной режим на дорогах. Это могли быть и россияне, получившие доверенность на право управления от хозяина армянина.

А если учесть тот факт, что ввозились в основном дорогие и мощные машины американского, японского и европейского производства, на которых нарушать скоростной режим довольно просто, ситуация стала опасной. Армянские машины стали участниками самых страшных аварий и ДТП.

Процедура покупки автомобилей в Армении

Если вы решили приобрести ТС в Армении, для начала вам нужно найти подходящий вариант. Сделать это можно через Интернет. Продавцу придется уплатить налог за авто за то время, в которое он ездил на ней до продажи. Так что покупатель данные расходы нести не должен. Перед тем, как снять ТС с учёта, следует провести проверку на следы аварии. Затем новый владелец может получить документацию о постановке на учет машины и приобрести новые номера.

После этого все расходы будут возложены на покупателя. Оформление на учёт и приобретение обычных номеров обойдётся примерно в 24 000 драм. На этом этапе покупателю придётся оплатить всю стоимость, так как машина станет его по документам. Останется только сделать на неё новый паспорт. Обязательно приобретите страховку минимум на три месяца. Обойдётся она примерно в 10 000 драм. В ГАИ вам дадут договор на армянском языке, а также документ, по которому вы сможете сделать пластиковый паспорт транспортного средства. Прикрепите номера на свой автомобиль, вы после этого вы сможете ехать в Россию.

Важно не платить продавцу не копейки, пока ТС не станет вашим. Скорее всего, вы приобретете авто у перекупов. А они нацелены лишь на то, чтобы заработать деньги. Вас могут обмануть. Не стоит верить обещаниям, что хозяин ТС чуть позже всё починит или сделает что-то потом. Вы должны приобретать тот автомобиль, который полностью готов к эксплуатации.

Изменение в законодательстве, вступившие в силу в 2020 году

На самом деле ничего нового в законодательстве не появилось, но изменилось его понимание. То есть стали соблюдаться ранее игнорируемые таможенные правила.

Раньше армянские номера появлялись в четырех случаях:

  1. Автомобиль был растаможен до 10 октября 2014 года.
  2. Автомобиль растормаживался после 2020.
  3. Растаможка проводилась с 10 октября 2014 по 01 января 2020 года по тарифам ЕАЭС.
  4. Автомобиль был растаможен с 10 октября 2014 по 01 января 2020 года по тарифам Армении до вступления в ЕАЭС.

Незаконным получился четвертый вариант. В этот период таможенные сборы Армении были самыми низкими и автомобили ввозились в Россию просто массово.

Первые три варианта требуют оплатить автовладельцем утильсбор, поставить ТС на учет, получить ПТС и государственный номерной знак. Они являются вполне законными. При совершении таких сделок, владельцам бояться нечего.

Внимание! До 2019 года таможня не препятствовала ввозу транспортных средств из без дополнительных таможенных операций. Но с 2020 года ФТС официально сообщило, что авто из Армении являются иностранным товаром и должны облагаться оплатой таможенных сборов и налогов.

Дело в том, что некоторое время никто не обращал внимания на наличие нескольких пунктов в договоре о присоединении Армении в ЕАЭС. В одном из них сказано, что страна обязуется использовать ТС ввозимые по низким тарифам только на своей территории. То есть они вообще не должны были покидать пределы республики. Почему в течение 6 лет Российская таможня не взимала положенные в данном случае сборы остается загадкой.

Но вот с 2020 года закон заработал и армянские номера в России стали останавливать работники ГИБДД, штрафовать и отправлять на штрафстоянки.

ГИБДД дало официальный ответ на вопрос: можно ли ездить на армянских номерах в Росии. В нем говорится, что авто зарегистрированные в ЕАЭС не считаются участниками международного движения, если их владельцы постоянно проживают на территории РФ.

Внимание! По закону, машина на армянских номерах может находиться на территории РФ только 10 дней, затем ее необходимо ставить на учет и регистрировать в установленном порядке.

Изменения в законодательстве в 2020 году и почему теперь нельзя ездить с армянскими номерами

Глобальные изменения в российском законодательстве, влекут за собой строгие меры по вычислению нарушителей и их наказанию. Список изменений:

  1. Отмена временной регистрации для постановки на учет. Если ранее можно было оформить временную регистрацию, процедура которой оформлялась менее чем за 1 час и стоила примерно 100 долларов, то сейчас поставить на учет автомобиль в Армении, возможно, если имеется постоянная прописка на армянской территории.
  2. Увеличение стоимости таможенного налога. Для поддержанных автомобилей, старше 3-х лет, стоимостью до 700 000 рублей, ставка таможенной пошлины равна 54% от общей стоимости. За растоможивание более дорогостоящих машин с мощным двигателем, начиная от объема 2,3, стоимость налога будет составлять 48% от стоимости.
  3. Нарушителям устанавливается штраф. Основанием для остановки сотрудниками ГИБДД и оформлением протокола, служит статья 12.1 Кодекса об административном правонарушении.

По территории РФ «передвигаются» более 300 000 автомобилей с регистрационными знаками других государств, в их числе не только малолитражки, но и дорогостоящие автомобили класса «Люкс».

За счет негативных «нюансов» снизится и число официальных поставщиков – автодилеров, ранее их было 25 000, сейчас осталось не более 1 000 ИП.

Через зеленый коридор

Первоначально Алексей хотел приобрести машину на американском страховом аукционе, доставить ее в Грузию, а потом самостоятельно перегнать в Армению и растаможить. Однако время поджимало, и он выбрал менее выгодный вариант — автомобиль, уже ввезенный в Грузию из США, а именно гибридную Hyundai Sonata.

В пересчете на рубли за машину Алексей заплатил 420 тыс., еще в 85 тыс. обошлась растаможка в армянском городе Ванадзор. Для сравнения, чтобы ввезти машину с двигателем 2,4 л в Россию, ему пришлось бы заплатить пошлину в 900 тыс. рублей. Поэтому даже самый невыгодный вариант — приобрести растаможенную машину непосредственно в Армении — всё равно выглядел привлекательно: местные добавляли к цене автомобиля всего-то пару тысяч долларов.

Российских покупателей не смущал тот факт, что автомобиль можно продать только по месту регистрации, то есть в Армении. Кроме того, они рассчитывали, что в 2023 году их транспортные средства смогут быть легализованы как «товары ЕАЭС» после уплаты утилизационного сбора.

Машину Алексей поставил на учет по временной регистрации в Армении, получил документы на армянском и прикрутил номера и преспокойно выехал через зеленый коридор. На таможне он встретил множество едущих в Россию фур — перекупщики планировали продавать машины с армянскими номерами по доверенности, хоть это было и незаконно. Но даже у тех, кто ездил по доверенности, до поры не было проблем.

Места оформления автомобилей участников ВЭД

Таможенное оформление автомобилей осуществляется только на специальных акцизных таможнях. Существует, законодательно утверждённый, список таможен, имеющих компетенцию по таможенному оформлению автомобилей для физических лиц. На указанных таможенных постах производиться растаможка авто из Армении в России и выдаётся ПТС.

Услуги таможенного оформления (растаможки) автомобилей из Армении в России

Наша компания “Универсальные Грузовые Решения” – таможенный брокер (представитель) предлагает Вам услуги оперативного таможенного оформления автомобилей любых типов и марок. Наши специалисты всегда готовы помочь с оформлением, ввезённых авто из Армении в Россию на любых таможенных постах России:

Работаем с любыми участниками ВЭД:

Как ГИБДД выявляет нарушителей

На сегодняшний день сотрудниками ГИБДД России проводятся проверки транспортных средств, привезенных из Армении, с целью выявления автовладельцев, не поставивших их на учет в Российской Федерации. Иногда незарегистрированные автомобили приходится задерживать и помещать на штрафплощадки.

Армянские номера на авто

Например, в городе Курган за июнь 2020 года задержано 4 автомобиля. Такие рейды проводятся по территории:

  • Краснодарского края;
  • Уральского округа;
  • Ханты-Мансийского округа;
  • Тюмени;
  • Нижневартовска;
  • Челябинска.

Ввезенные ранее автомобили оказались незаконными и сейчас их задерживают на дорогах, как неправильно растаможенные. Пока владелец «железного коня» не оплатит таможенную пошлину (очень внушительных размеров), машину ему не вернут.

На сегодняшний день существует множество неясностей и возникающих в разных регионах страны противоречий относительно вступивших в силу нововведений.

В некоторых таможенных органах считают, что автомобили из Армении подлежат конфискации и продаже с торгов. Поэтому остается ждать, когда такие противоречия в законодательстве окончательно прояснятся.

Штрафы

В первые два летних месяца 2020 года в России автовладельцев с иностранными регистрационными знаками, которые подверглись выплате штрафов, насчитывается огромное количество. Если у гражданина России в 2020 еще остался открытым вопрос, можно ли ездить на авто с армянскими номерами, следует ознакомиться с мерами, которые влекут за собой административное наказание и размерами штрафов:

  1. Несвоевременное совершение регистрационного учета. Размер штрафа при первой «поимке» нарушителя, составляет от 500 до 800 рублей. Повторное нарушение в течение года – 5000 рублей и лишение прав по управлению автомобиля, сроком до 3-х месяцев. В ходе спецоперации, сотрудники ГИБДД имеют право на изъятие документов и снятие регистрационных знаков.
  2. Регистрация автомобиля на гражданина Армении. В таком случае разрешается пользоваться автомобилем в течение года, только в личных целях. По истечении срока, должно быть проведено таможенное оформление, если условие нарушается, вменяется штраф – 500-800 рублей, автомобиль отправляется на штрафстоянку, сотрудники руководствуются ч.1 ст 12.3 КоАП. При этом потребуется заплатить разницу в таможенных пошлинах и налог за пользование автомобилем на территории РФ.

Не все регионы исполняют приказ одинаково. Сейчас активизировались сотрудники ГИБДД в Челябинской, Курганской областях, в ХМАО и на Ставрополье.

Продать автомобиль в России с армянскими номерами станет затруднительно, можно поехать в Армению и выставить на продажу там, но в настоящий момент «экс-российские» автомобиля упали в цене. Единственный, но не менее проблемный вариант – продать машину по запчастям.

Итак, ответ на вопрос о том, можно ли ездить на авто с армянскими номерами гражданину России в 2020 году, – не желательно, но можно. Правда, «вылетит это в огромную копеечку». Следующие изменения будут в 2023 году, там можно будет поставить импортное авто на российский учет, не оплачивая разницу в таможенных налогах, затем продать его на территории РФ, если оно было куплено и состояло на армянском учете и длительное время находилось в личном пользовании.

Неуловимые иностранцы

В июне прошлого года Владимир Путин на заседании Госсовета дал поручение правительству до 1 февраля 2020 года «принять меры по обеспечению неотвратимости наказания иностранных граждан и иностранных перевозчиков».

Ситуация с нарушениями действительно была серьезной, за прошедшие полтора года только в Москве автомобили с иностранными номерами (украинскими, армянскими, молдавскими и пр.) совершили почти 2 млн нарушений, однако выписать постановления удалось менее чем 30 тыс. из них.

Номер с видом на Арарат. Машины из Армении оказались вне закона

Ранее ГИБДД планировала создать базу машин с иностранными номерами совместно с Федеральной таможенной службой, однако данных оказалось недостаточно. Теперь Госавтоинспеция рассматривает возможность брать информацию у страховщиков, из АИС ОСАГО, тем более что готовится автоматическая проверка полисов с помощью камер. Пока же отлов машин с иностранными номерами происходит вручную.

Автомобильные номера Армении

Это табличка белого цвета, на ней нанесены черные символы. По стандарту слева на таких знаках находится надпись «AM». Она соответствует коду страны. Сначала в таких номерах прописывались арабские цифры, буквы армянского алфавита.

Номера Армении

Номера с чёрным фоном и белыми символами на нём устанавливаются на автомобилях Министерства обороны. Номера дипломатического корпуса имеют красный фон и белые символы на нём.

Нет документов? На спецстоянку

Летом машины с армянскими номерами оказались на особом контроле. Согласно внутренним рекомендациям начальника ГИБДД Михаила Черникова (копия есть в редакции), граждане РФ могут эксплуатировать автомобили с армянскими номерами, ввезенные после октября 2014 года, только «при наличии соответствующих таможенных документов».

Если документов нет, а их нет ни у кого, к нарушителю применят статью 12.3. КоАП «Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения». Нарушителю придется заплатить штраф в 500 рублей, а машину поместят на спецстоянку.

Номер с видом на Арарат. Машины из Армении оказались вне закона

В отдельных случаях российским владельцам машин с иностранными номерами грозит статья 12.1 КоАП «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра или технического осмотра».

Это касается в основном машин, зарегистрированных в других странах, входящих в ЕАЭС, и машин, поставленных в Армении на учет до октября 2014 года. Наказание за это — штраф 500–800 рубдей, но при повторном нарушении, автовладелец заплатит 5 тыс. рублей и может лишиться прав на три месяца.

МВД руководствуется, во-первых, Конвенцией о дорожном движении и утверждает, что гражданин России, управляющий зарегистрированным в одной из стран ЕАЭС автомобилем, не может считаться участником международного движения. И, следовательно, должен поставить автомобиль на учет. Во-вторых, ведомство ссылается на Договор о присоединении Армении к ЕАЭС.

«Согласно положениям Договора у данных транспортных средств статус — иностранный автомобиль, так как в указанный период Республика Армения не применяла «общесоюзные» ставки таможенных пошлин, а платежи, действующие на территории Республики Армения, гораздо ниже «общесоюзных», — пояснила «Известиям» ведущий юрист Европейской юридической службы Светлана Голденкова. «Иностранным» автомобиль перестанет быть только после таможенного декларирования и доплаты налогов и пошлин.

В каком случае можно беспрепятственно ездить на номерах из Армении?

Машина на армянских номерах может находиться на территории Российской Федерации на законных основаниях только в одном случае – если водитель не является ее владельцем, а ездит по доверенности. То есть настоящий хозяин находится в Армении, а доверенное лицо имеет право ездить по России, но только 1 год.

Внимание! После истечения года необходимо переоформлять ТС, возвращать его на Родину или, что часто и делается, пересекать армянскую границу и возвращаться назад еще на год. Ездить так можно пока не надоест или не придет пора менять ТС.

Таможня не дает добро

«Гонения» на автомобили с армянскими номерами отличаются от региона к региону, рассказывают незадачливые автовладельцы. Например, в Волгорадской и Ростовской областях их просто останавливают инспекторы и фотографируют документы, чтобы связать машину и собственника.

На первый взгляд можно сказать, что автовладельцы легко отделались, однако в Кургане эти документы передали в таможенную службу. Та обратилась в Армению и получила ответ, что машина была растаможена для внутреннего пользования. В итоге таможенники послали запрос в ГИБДД по розыску и задержанию транспортного средства.

Номер с видом на Арарат. Машины из Армении оказались вне закона

В этом случае автомобиль помещают на стоянку временного хранения и у владельца есть 30 дней, чтобы вывезти автомобиль из России или доплатить разницу в таможенных платежах. Если он не сделает этого, машину передадут в Росимущество для продажи на торгах.

Впрочем, когда собственники арестованных в Кургане машин согласились на реэкспорт — доплачивать разницу пошлин они не хотели — выяснилось, что таможня не может оформить автомобили. Более того, те, кто направлял в Таможенную службу просьбу оформить временный ввоз, получили ответы, что это не представляется возможным из-за несоблюдения процедурных моментов, рассказывает юрисконсульт Сергей Фролов.

Наказание и штрафы

Машины Евразийского Экономического Союза, а конкретно Армении, сейчас особенно тщательно проверяются работниками ГИБДД. Если у водителя нет оснований ездить по РФ с армянскими номерами, к нему применяется ряд штрафных санкций:

  1. Согласно ст. 12 КоАП при езде на ТС не прошедшем регистрацию в ГИБДД и не получившим государственный номер РФ на водителя накладывается штраф в размере от 500 до 800 рублей.
  2. Повторное нарушение ст. 12 КоАП карается штрафом в размере 5000 рублей или лишением прав на срок от 1 до 3 месяцев.
  3. Если водитель за нарушение ст. 12 КоАП уже неоднократно штрафовался, к нему применялись другие санкции не возымевшие действия и он продолжает игнорировать законы РФ, у него изымаются номерные знаки, а автомобиль помещается на штрафстоянку.
  4. Если ТС попало на территорию РФ после октября 2014 года, у водителя на руках должны быть соответствующие таможенные документы. Если их нет, то на него накладывается штраф в размере 500 рублей, а ТС отправляется на штрафную стоянку.

В заключении

Сегодня вы можете покупать ТС после 2014 года выпуска. Никаких ограничений относительно даты выпуска ТС больше не существует с точки зрения российского законодательства. Если автомобиль является незарегистрированным не на вас, а вы хотите пересечь границу, то вам нужно иметь при себе доверенность.

Итак, Армения — это страна, в которой с выгодой купить автомобили. С введением нового постановления ввозить ТС из этой страны на территорию России стало проще. Если вы используете армянские автомобильные номера машин, то никаких проблем с сотрудниками ДПС у вас не возникнет.

Законные противоречия

Дело в том, что автомобили с армянскими номерами ввозились на территорию России для личных целей и по процедуре «выпуск в свободное обращение». Таможенный кодекс ЕАЭС не предусматривает для них декларирования и оформления временного ввоза.

«Договор о создании ЕАЭС гласит: товары внутри союза перемещаются свободно. Это как раз то, ради чего Союз создавался. В совокупности отсутствие таможенных платежей и выпуск в свободное обращение делают эти автомобили товаром Союза. Однако в договоре о присоединении Армении написано обратное, и оно противоречит тому, что написано в Таможенном кодексе. По этому поводу есть разъяснение Пленума Верховного суда: если имеется противоречие между двумя такими актами, то ввиду большей юридической силы Таможенного кодекса применяется именно он», — рассказал Фролов.

Номер с видом на Арарат. Машины из Армении оказались вне закона

Двусмысленность ситуации иллюстрирует и ответ Федеральной таможенной службы от 20 июля. С одной стороны, из него следует, что для автомобилей, пригнанных российскими гражданами из Армении, не требуется оформлять временный ввоз. Транспортные средства, зарегистрированные в стране, входящей в ЕАЭС, могут свободно перемещаться по территории Союза.

В то же время ФТС цитирует и Договор о присоединении Республики Армения к ЕАЭС, называющий эти автомобили иностранным товаром.

Из нового ответа Северо-Осетинской таможни от 5 августа следует, что еще в 2018 году запутанный вопрос о транспортных средствах для личного пользования, зарегистрированных в Армении, попросили разрешить Консультационный центр Федеральной таможенной службы России. Там тоже пришли к выводу, что такие автомобили при временном ввозе ни декларированию, ни таможенному контролю не подлежат. Интересно, что срок временного ввоза для этой категории таможенным законодательством ЕАЭС никак не регламентирован.

Имеет ли теперь смысл покупка авто в Армении?

До недавнего времени ни таможня, ни ГИБДД не обращали внимания на некоторые расхождения в таможенных правилах и последовавший за этим наплыв автомобилей с армянскими номерами. Это и делало выгодным приобретение любого авто в Армении. Армяне покупали машины в Евросоюзе, перегоняли их к себе, а потом продавали с небольшим процентом. Это обходилось дешевле для покупателей из России. Амянские машины ходили повсеместно.

После ужесточения контроля за растаможкой такая схема перестала работать и стоимость авто из Армении выросла в два раза. Но даже при такой ситуации можно купить автомобиль по сносной цене. Ведь особые таможенные правила между Арменией и Европой привели к заполнению армянского авторынка самыми разнообразными моделями редкими на территории России. Там можно найти уникальные машины из Америки, Японии и других дальних стран, в том числе раритетные. В этом случае таможенных пошлин можно не бояться, ведь поистине редкая машина будет только дорожать с годами, а настоящего коллекционера никакие затраты не остановят.

Что теперь делать автовладельцам?

«Изначально было понятно, что схема не совсем чистая. Граждане купили автомобили с минимальной таможенной пошлиной и, кроме того, ездят как хотят. Если мы платим налоги и штрафы, почему остальные не должны платить?» — задается вопросом главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.

Желая сэкономить, российские автовладельцы попали в очень сложную ситуацию. Покупателей на машину они теперь вряд ли найдут, да и поехать в Армению сейчас из-за карантина невозможно. Доплата разницы таможенных платежей для некоторых машин в силу возраста и моторов большого объема окажется значительной, две цены автомобиля, а то и более. Однако ПТС получить не так просто, и дело не в соответствии нормам Евро-4 и Евро-5 и обязательной ЭРА-ГЛОНАСС — в Приморье, например, продлили мораторий на ее установку. Часть ввезенных из Армении машин — праворульные, но с перекинутым налево рулем. Поставить их на российский учет вряд ли вообще возможно.

Номер с видом на Арарат. Машины из Армении оказались вне закона

Отдельная категория — машины, зарегистрированные до присоединения Армении к ЕАЭС. За них придется доплатить только утилизационный сбор.

Некоторые владельцы планируют поставить автомобиль в гараж до 2023 года или продать по частям, но если транспортное средство каким-то образом попало в поле зрения ГИБДД, то его владельца без труда отыщет Таможенная служба и потребует доплату пошлины.

Единственный выход — обращаться к юристам, но и здесь нет никакой гарантии. Например, Красноярская ГИБДД отменила вынесенное постановление по статье 12.1. Владелец машины с армянскими номерами призвал на помощь юриста, и тот доказал, что имеются неустранимые сомнения в виновности привлекаемого автомобилиста. В городе Еманжелинск Челябинской области суд, наоборот, оставил решение ГИБДД в силе.

Сергей Фролов считает, что разрешить ситуацию сможет только Верховный суд. Кроме того, группа владельцев автомобилей с армянскими номерами уже написала коллективное письмо президенту Владимиру Путину с просьбой разобраться в ситуации.

Порядок растаможки

Если раньше достаточно было приехать на автомобильный рынок в Армении, выбрать себе авто по вкусу, купить его, зарегистрировать на себя, получить номерной знак и уехать домой, то теперь нужно проделать несколько другой ряд мероприятий.

Раньше тоже были свои нюансы в этом процессе. К примеру, приходилось делать временную регистрацию в Армении, тратить деньги на гостиницы, просто уметь торговаться, так как это специфика региона и т. д. Теперь стало сложнее.

Важно! Установленный порядок растаможки автомобиля из Армении ничем не отличается от ввоза авто из Америки, Японии, Кореи и других стран. Информацию об этом можно прочитать на официальном сайте ГИБДД.

Можно оформлять авто, как на физическое, так и на юридическое лицо. Будет небольшая разница в цене за кубический сантиметр объема двигателя. Физическое лицо заплатит от 2,5 до 5,7 евро за 1 см3, а юридическое – от 1,4 до 3,2 евро за 1см3. Цены зависят от года выпуска автомобиля.

Обязательно уплачивается утилизационный сбор в размере базовой ставки 20 000 умноженной на 0,17 или 0,26 в зависимости от года выпуска автомобиля.

Еще придется заплатить таможне за оформление. Сумма зависит от цены, уплаченной за автомобиль. Если авто стоило 200 000 рублей, то сбор будет составлять 500 рублей, 2 500 000 рублей – 7500.

За автомобили мощностью более 90 л.с придется заплатить акциз. Величина этой выплаты зависит от мощности машины.

Регистрация авто в ГИБДД РФ

После растаможки автомобиля его следует зарегистрировать в ГИБДД, получить ПТС и госномер РФ. Для этого нужно взять справку о его техническом состоянии, оплатить ряд пошлин и сделать страховку.

Сделать это нужно не позднее 10 дней после приезда машины на территорию РФ. В некоторых регионах регистрация разрешена в течение месяца, но не более.

Подведение итогов

На основании вышеизложенного мы сделали определенные выводы и хотим поделиться ими с вами.

Стоит ли вообще покупать машины в Армении? В свете последних событий это можно делать, если речь идёт о каком-то редком или старинном автомобиле. То есть в ситуации, когда деньги – не главное. И новый хозяин не пожалеет никаких средств, потраченных на растаможку. Заморачиваться с перегоном и оплатой растаможки бюджетных автомобилей, которые можно купить и на родине, не стоит.

Справка. Выгодно приобретать авто с армянскими номерами в России, могут только лица, имеющие двойное гражданство и прописку в Армении. В этом случае они смогут ездить на своих авто с армянским номером по территории РФ, но только один год. После этого нужно будет пересечь границу Армении, чтобы получить еще одну печать в паспорт. Такой вариант подходит для тех, кто действительно часто ездит в эту страну по работе или личным делам.

Покупка армянских автомобилей с целью их перепродажи на российских рынках смысла не имеет. Ведь для того чтобы машину зарегистрировали на территории РФ, его нужно растаможить. Сумма такой операции часто совпадает с ценой ввозимой машины, это становится экономически не выгодно.

Люди думают, что езда на армянских номерах позволяет не платить налоги и штрафы, но тут есть нюансы. Налоги платить надо в самой Армении. Они там не такие высокие как в России, но все же есть. Штрафы не приходят на адрес водителя, но учет в базе данных ГИБДД все же ведется. При продаже или попытке пересечь границу они обязательно «всплывают». Тогда у водителя возникают серьезные проблемы.

Изменится ли ситуация к лучшему? Вернётся ли всё к тому, что было? Наверно, нет. Ведь такая «халява» родилась просто по стечению обстоятельств из-за несовершенства работы таможенных правил и законов. Так как они в последнее время приводятся в порядок и консолидируются с другими странами, то надежды на то, что снова начнется хаос нет. Скорее наоборот, рано или поздно будут выявлены все нарушители и им придётся или растамаживать свои авто, или просто продавать их на запчасти.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий