Камаз 1988 года выпуска

КАМАЗ: история создания бренда, основные этапы развития

К началу 2000-х завод значительно расширил свой модельный ряд. Среди них были самосвалы разной грузоподъемности, длинномеры, лесовозы, автокраны, мусоровозы, зерновозы, автобусы. Большинство моделей производились с турбодизельным двигателем марки КАМАЗ-740.51.

Автомобиль КАМАЗ

Если речь заходит о том, чем может гордиться русский автопром, в первую очередь вспоминаешь автомобили КАМАЗ. История бренда КАМАЗ прошла много этапов: от первого 8-тонника, выпущенного в 1976 году, до ультрасовременных электробусов.

Как устроен гоночный капотник «МАЗа» для ралли «Дакар»

Историческое фото: гоночный болид Камаз Мастер 1989 годаНовая оптика и новая ливрея КАМАЗ-43509 в честь 30-летия команды «КАМАЗ-мастер»Селектор АКП на грузовике для ралли-рейдов – о времена, о нравы…

Представителем России на ралли-марафоне Dakar стали грузовики от Камского автомобильного завода. Впервые гоночная команда российских пилотов на отечественных машинах приняла участие в этих соревнованиях в Польше в 1988 году.

Примечательно, что первый международный выезд в соревнованиях принес успех – одному из экипажей КАМАЗ-мастер удалось взять в заезде серебро. Постепенно, болиды российской сборной становились победителями и призерами крупных международных соревнований.

В 1990 году команда КАМАЗ-мастер впервые заявила свои болиды на ралли-марафон Париж-Дакар. С того момента российская команда успела стать самой титулованной в мире в классе грузовых машин. Членами команды-участника первого для России ралли-марафона стали пилоты:

  • В. Гольцов;
  • В. Марченков;
  • А. Артеменко.

Сборная российских грузовиков КамАЗ на ралли Dakar 1990 показала неплохой результат, однако ни один из экипажей команды достичь финиша не сумел из-за технических неисправностей каждого из грузовиков.

В следующем году экипажи КамАЗа, двигатели которых были серьезно доработаны для Дакара, смогли показать хороший результат, заняв второе и третье места. По состоянию на 2020 год общее количество побед экипажей КАМАЗ-мастер в своем классе составляет 17, что стало рекордом в этом классе техники.

Оборудование кабиныОборудование кабиныБез технички никуда, вот несколько примеров её оснащенияБез технички никуда, вот несколько примеров её оснащенияЛаборатория двигателей и её гордость – стенд AVL, закупленный для испытаний двигателей Liebherr, но теперь доработанный своими силами для решения более широкого спектра задачВнутри внушительной надстройки с её «тайнами»

Устройство самого известного КамАЗа во всем мире! (7 фото)

Историческое фото: гоночный болид Камаз Мастер 1989 годаНовая оптика и новая ливрея КАМАЗ-43509 в честь 30-летия команды «КАМАЗ-мастер»Селектор АКП на грузовике для ралли-рейдов – о времена, о нравы…

Представителем России на ралли-марафоне Dakar стали грузовики от Камского автомобильного завода. Впервые гоночная команда российских пилотов на отечественных машинах приняла участие в этих соревнованиях в Польше в 1988 году.

Примечательно, что первый международный выезд в соревнованиях принес успех – одному из экипажей КАМАЗ-мастер удалось взять в заезде серебро. Постепенно, болиды российской сборной становились победителями и призерами крупных международных соревнований.

В 1990 году команда КАМАЗ-мастер впервые заявила свои болиды на ралли-марафон Париж-Дакар. С того момента российская команда успела стать самой титулованной в мире в классе грузовых машин. Членами команды-участника первого для России ралли-марафона стали пилоты:

  • В. Гольцов;
  • В. Марченков;
  • А. Артеменко.

Сборная российских грузовиков КамАЗ на ралли Dakar 1990 показала неплохой результат, однако ни один из экипажей команды достичь финиша не сумел из-за технических неисправностей каждого из грузовиков.

В следующем году экипажи КамАЗа, двигатели которых были серьезно доработаны для Дакара, смогли показать хороший результат, заняв второе и третье места. По состоянию на 2021 год общее количество побед экипажей КАМАЗ-мастер в своем классе составляет 17, что стало рекордом в этом классе техники.

ИнтеркулерДвигатель грузовика СотниковаЦентральный топливный бакПередняя подвеска гоночного «КАМАЗа»Колесо гоночного «КАМАЗа»Запасная турбина в кузове

Как менялась кабина КамАЗ: история поколений от К1 до К5

Изображение к статьеmoskva_1.jpg Изображение к статье о спецтехнике

Проследить историю автогиганта можно, разглядывая фотографии кабин КамАЗ разных лет. За годы работы было выпущено пять поколений грузовиков от К1 до современного К5.

Автомобиль КамАЗ-5320

Интересно знать! К 50-летию предприятия КамАЗ подготовлено и выпущено три книги. Масштабом выделяется «История КамАЗ в документах и фотографиях». В ней описаны события на КамАЗ и история строительства и развития города. Книга состоит из большого количества исторических документов:

  • Постановления правительства, с которых началась грандиозная стройка в 1969 году.
  • Раритетные фотографии, сделанные в первые годы работы автогиганта.
  • И многие другие, в том числе современные документы.

Книгу можно прочесть и в PDF-формате.

Двигатель[править | править код]

Автомобиль КАМАЗ-4326 существует в различных исполнениях с двигателями ЯМЗ/ТМЗ: дизельными и газо-дизельными[3]. Для ралли «Дакар» в 2015 году команда выставила автомобиль с двигателем Liebherr D9508[4].

  • Производитель — Ярославский моторный завод[5]
  • Тип — дизельный с турбонаддувом
  • Диаметр цилиндров, мм — 140
  • Ход поршня, мм — 150
  • Рабочий объём, л — 18,472
  • Расположение и число цилиндров — V-образное, 8
  • Число клапанов — 32
  • Мощность, кВт (л. с.) — 624 (849)
  • Макс. крутящий момент, Н·м (об/мин) — 3100 (1400—1600)
  • Производитель — Тутаевский моторный завод[5]
  • Тип — дизельный с турбонаддувом
  • Диаметр цилиндров, мм — 140
  • Ход поршня, мм — 150
  • Рабочий объём, л — 18,472
  • Расположение и число цилиндров — V-образное, 8
  • Число клапанов — 32
  • Мощность, кВт (л. с.) — 610 (830)
  • Макс. крутящий момент, Н·м (об/мин) — 3000 (1400—1600)
  • Производитель — Тутаевский моторный завод
  • Тип — дизельный с турбонаддувом и промежуточным охлаждением (интеркулером) с комбинированной системой питания дизель+метан (70 % ДТ, 30 % сжатый природный газ)
  • Диаметр цилиндров, мм — 140
  • Ход поршня, мм — 150
  • Рабочий объём, л — 18,472
  • Расположение и число цилиндров — V-образное, 8
  • Мощность, л. с. — 950 при 2500 об/мин
  • Макс. крутящий момент, Н·м — 3600 при 1500 об/мин
  • Производитель — Liebherr
  • Тип — дизельный с турбонаддувом и интеркулером
  • Рабочий объём, л — 16,2
  • Расположение и число цилиндров — V-образное, 8
  • Мощность, л. с. — 920 при 2400 об/мин

История легенды или начало производства грузовиков КамАЗ.

Растущая экономика СССР в 1960-х годах требовала больше современных большегрузных машин. Особенно значительным был спрос на автомобили грузоподъёмностью 8-20 тонн. Ни одно из действующих в то время предприятий не могло в полной мере закрыть этот запрос.

Это и стало предпосылкой для строительства нового автомобильного завода в г. Набережные Челны. Для строительства завода выбрали небольшой (население составляло менее 30 000 человек) населённый пункт на берегу крупной реки Кама, в самом центре Европейской части страны.

Вместе с заводом начали строить плотину и гидроэлектростанцию. Это обеспечило новый большой район электричеством. Мощности автогиганта позволяли ежегодно выпускать 150 000 грузовиков и 250 000 двигателей.

Подрядчиками в масштабном проекте выступили свыше 700 зарубежных компаний и около 2000 отечественных предприятий из 500 городов страны. Темпы прироста населения города в конце 70-х и начале 80-х годов составляли около 40 000 человек ежегодно, и со временем число жителей увеличилось до 500 000 человек.

Первый силовой агрегат собрали в 1974 году, а год спустя заработал серийный конвейер по выпуску двигателей.

Интересно знать! Дата выпуска первого грузовика КамАЗ-5320 — 16 февраля 1976 года. За основу его конструкции взяли ЗИЛ-170 и ЗИЛ-175, разработанные предприятиями МАЗ и Ярославским моторным заводом в 1967-1969 годах.

Собранные за все время работы завода модели и модификации КамАЗ включают в себя бортовые машины, самосвалы, тягачи, шасси для спецмашин, а также гоночные версии.

Интересно знать! Команда КамАЗ 18 раз становилась призером престижного ралли «Дакар».

Ситуация

Просматривая как-то документальный сериал «Тайны забытых побед», где рассказывалось о создании уникальных изделий и целых комплексов в условиях жестокого противостояния двух политических систем, я подумал, что и «КамАЗ» в перестроечные годы участвовал в этой гонке. А мне и моим коллегам по работе довелось стать её непосредственными участниками.

Как известно старшему поколению, в Советском Союзе многое планировалось к знаменательным датам. И вот возникло предложение подготовить к намеченному на 18 октября 1988 года торжественному сходу с конвейера миллионного автомобиля новую кабину для тяжёлых тягачей КамАЗ-54225 и КамАЗ-53225. Сроки отводились рекордные!

Самое любопытное, что и 30 лет спустя тема «новой кабины» всё ещё остаётся актуальной. Какие только кабины не примеряли на себя КамАЗы, сменяя на них фирменные шильды, но вот свою кабину, созданную с нуля, сделали за 43 года работы предприятия всего лишь раз! Но многим об этом ничего неизвестно, а если и известно, то немного и не совсем то, что происходило на самом деле.

Екимов Сергей Варламович, в конце 1980-х работавший начальником бюро художественного конструирования УГК «КамАЗа»

Главный конструктор В.Н. Барун был человеком прогрессивным, умеющим поддержать инициативу и нацелить людей на создание чего-то нового

Перестройка… знаменательные 1986–1988 годы. На АвтоВАЗе возводится гигантский дизайн-центр («законодатель мировой автомоды», со слов Михаила Сергеевича Горбачёва), в ангарах города Королёва к космическому полёту готовится «Буран», на МАЗе собирают «Перестройку», а на «КамАЗе» проектируют новую кабину для семейства тяжёлых 2-осных автомобилей. А ещё в Советском Союзе отмечают 1000-летие крещения Руси – ПОДЪЁМ и УСКОРЕНИЕ чувствуются во всём. Правда, закончится всё развалом СССР, и всё это назовут «последними конвульсиями колосса на глиняных ногах». На мой взгляд, мы проходили «точку невозврата», когда события ещё могли пойти по другому сценарию.

Неизвестно, кому пришла в голову идея выпустить миллионный КамАЗ с новой кабиной (наверное, «перестроечному» партийному активу автогиганта или кому-то из НТЦ), но уже весной 1987 года во всех подразделениях «КамАЗа» висели социалистические обязательства коллектива на эту тему. Так было заведено: партия сказала «надо», народ ответил – «выполним».

В это время и в НТЦ «КамАЗа» происходила своя «перестройка». Главного конструктора Владимира Наумовича Баруна сменил его заместитель Рамиль Андреевич Азаматов, а директором НТЦ стал Семён Семёнович Якубов – бывший главный инженер Автомобильного завода (Автосборочного завода ПО «КамАЗ». А с 1985 по 1987 год – директор строящегося завода двигателей ПО КамТЗ в Елабуге. – Прим. ред.). На «КамАЗе» начиналась ЭРА АВТОСПОРТА!

1981 год

1982 год

1985 год

Основные марки КАМАЗов

Самым популярным грузовиком за всю историю существования завода был и остается КАМАЗ-5320. Прицеп для него – ГКБ 8350. Этот 8-тонник, который также используется в составе автопоездов, предназначен для перевозки грузов на ближние и дальние дистанции. Заводские модели не оснащены тахографом для записи контрольных данных, это устройство устанавливается отдельно.

КАМАЗ-5410 – длинномер, который выпускали с 1976 по 1996 год. В наши дни используются его различные модификации с увеличенной грузоподъемностью.

КАМАЗ-5410

Камские автокраны имеют широкую линейку моделей. Их грузоподъемность варьируется от 16 до 40 тонн, а вылет стрелы – от 1,9 до 4 метров. Большинство из них идут на базе шасси КАМАЗ-43118, 6540 и 65111. Краны манипуляторы на базе КАМАЗа оборудуются тросовыми и крюковыми типами установок.

Для военных нужд было выпущено несколько моделей. Сегодня наибольшим спросом пользуется вездеход 43118 с полным приводом, выполненный на базе первого военного 4310. Ценность этого авто заключается в простоте конструкции, есть возможность ремонта в полевых условиях.

Самосвал КАМАЗ-5511 (в народе называется «совок») выпускался с 1977 по 1990. Это надежный трехосник с колесной формулой 6х4. В начале своего выпуска автомобиль обладал самой современной по тем временам комплектацией: система подогрева, фары с асимметричным лучом освещения и другое.

Болид КАМАЗ-Мастер 2020

Фото гоночного грузовика Камаз преодолевающего песчанную дюну на ралли Dakar 2020

Изучая историю выступлений команды, многим становится интересно, какими техническими характеристиками наделен болид КАМАЗ-Мастер образца 2020 года. В раллийных соревнованиях класса грузовиков российская команда использует существенно доработанную модель КАМАЗ-43509.

Машина образца 2020 года идентична по конструкции прошлогодней модели, но инженеры сделали ряд серьезных доработок, которые стали необходимы после изменения технического регламента ралли Dakar.

Технические характеристики грузового болида:

  • Общая снаряженная масса превышает 10 тонн;
  • Рабочий объем двигателя составляет 13 литров;
  • Максимальная мощность в «лошадях» достигает 980 сил (развивает скорость свыше 240 км/час.

Трансмиссия новой модели конструктивно не отличается от первых раллийных моделей грузовиков. Из особенностей конструкции подвески (в сравнении с гражданскими моделями грузовиков) — сдвоенные амортизаторы. Ход подвески при движении достигает 30 и более сантиметров. Для грузовиков КамАЗ Дакар — главное в году соревнование, поэтому конструкция автомобиля постоянно дорабатывается под жесткие условия марафона.

Что касается шестицилиндрового дизельного мотора с индексом DCEC ISZ-13, который начал устанавливаться на болиды с 2020 года, то как бы удивительно не звучало, но в основе этого двигателя лежат технологии компании Dongfeng Cummins. Моторы этой фирмы уже использовались на других машинах, участвовавших в ралли-марафонах.

Кузов КамАЗа многим нравится именно по причине внешней «массивности», которая создается из-за кузова. Поскольку лишняя масса для грузовика, построенного под спортивные состязания, только мешает, весь кузов сделан из алюминиевых панелей, которые за собой скрывают «скелет» конструкции грузовика. Все вещи, необходимые для быстрого ремонта болида, хранятся в ящиках, расположенных около задней оси КамАЗа.

Многие технические характеристики КамАЗа под ралли Dakar скрыты конструкторами грузовика, ведь от этого зависит успешность команды в соревнованиях.

К особенностям трансмиссии (помимо ее огромных размеров) можно отнести наличие встроенного в коробку передач т.н. «интардера» — устройства для замедления скорости грузовика, без основной тормозной системы. Касательно системы торможения в конструкции «КамАЗа» есть недочеты. Команда «КАМАЗ-Мастер» до сих пор использует барабанные тормоза. При этих недостатках в конструкции грузовика, экипажам команды по-прежнему удается быть лидерами в соревнованиях.

Теперь на боевых машинах команды «КАМАЗ-мастер» прописался рядный шестицилиндровый двигатель Dongfeng Cummins QSZ13-C450-11Сборочный цех, до отправки машин остаётся один месяц

Поколения кабин КамАЗ или хроника выпуска новых моделей.

С 1976 по 1978 года выпускались три базовые модели:

  1. Десятитонный самосвал КамАЗ-5511.
  2. Седельный тягач КамАЗ-5410 полной массой 26 т.
  3. Грузовик КамАЗ-5320 грузоподъемностью 8 т.

Их модификациями стали десятитонный грузовик КамАЗ-53212 с расширенной до 3690 мм базой, сельхозсамосвал на 7 тонн КамАЗ-55102 и седельный тягач КамАЗ-54112 под 33-тонный автопоезд.

После сдачи в 1981 году второй очереди завода стали выпускать 6-тонный КамАЗ-4310 с колесной формулой 6×6 и односкатными шинами.

Интересно знать! В базовой модели для армии на машину ставилась лебедка, два топливных бака и система регулирования давления воздуха в шинах для увеличения проходимости грузовика на слабонесущих грунтах и бездорожье. Для сельского хозяйства предусматривалась модификация этой серии — КамАЗ-43105 грузоподъемностью 7 тонн.

КамАЗ-4310

В середине 80-х годов производство грузовых автомобилей вышло на большие обороты, и осенью 1988 года с его конвейера сошел миллионный автомобиль.

Популярность КамАЗ в стране была большой, но технологически предприятие уступало конкурентам из-за рубежа.

Второе поколение — К2.

В конце 80-х годов стартовал выпуск второго поколения автомобилей, на которые устанавливались как отечественные моторы с турбонаддувом, так и импортные двигатели и комплектующие. Комфортабельность кабин повысилась за счет увеличения их высоты на 120 мм. К конструктивным изменениям можно отнести и новое местоположение передних фар, которые стали устанавливаться в бампере.

КамАЗ

Двухосные машины 4×2 появились в этот же период. Среди них особо выделялся седельный тягач КамАЗ-5425МА, а именно: мотором Cummins в 235 л.с. и кабиной финской компании Sisu.

Седельный тягач КамАЗ

Третье поколение — К3.

Выпуск третьего поколения машин был начат в 1995 году, а за основу машин К3 были взяты модернизированные грузовики из первых версий 6×4. В новое поколении были такие машины:

  • Одиннадцати тонный КамАЗ-53215.
  • Самосвал КамАЗ-55111.02.
  • КамАЗ-54115 — седельный тягач для автопоезда на 36 тонн. и др.

От разных поставщиков интерьер третьего поколение кабин пополнился сразу двумя вариантами передней панели и рулевого колеса, тремя вариантами приборных щитков.

Внутри кабины КамАЗ

Появились кабины с низкой крышей, как в первом поколении КамАЗ. Такая конструкция кабин потребовалась для создания на базе грузовика спецмашин — автокранов, пожарных автомобилей и т.д.

Спецмашина на шасси КамАЗ

Поколение кабин К4.

Кабина от Mercedes-Benz Axor — это четвертое поколение кабин КамАЗ. К нему относятся тягачи КамАЗ-5490, а также самосвалы и автомобили специального назначения.

КамАЗ

Дифирамбы

Перед самым «сходом с конвейера миллионного автомобиля с новой кабиной» 16 или 17 сентября в экспериментальном цехе НТЦ прошёл показ нашего флагмана внушительной делегации всякого рода гостей и начальников. Тогда уже бывший главный конструктор Владимир Наумович Барун признался: «Сергей, честно я не ожидал, что вы это сделаете, конечно, это здорово!» Я ответил: «Лучше бы мы сделали модуль!» Уже было известно о фуроре, который произвела на Парижском автосалоне «Перестройка» разработки Минского автозавода.

Генеральный директор «КамАЗ» Николай Иванович Бех: «Да я вас (т.е. нас) готов на руках носить!»

Мне запомнились некоторые оценки и высказывания, хочу их привести. Генеральный директор КамАЗ Николай Иванович Бех: «Да я вас (т.е. нас) готов на руках носить!» Главный конструктор «АвтоВАЗа» Георгий Константинович Мирзоев: «Ребята, ну вы такое сотворили! Даже не представляете, что вы сделали! Это трудовой подвиг!» Директор НТЦ «КамАЗ» Семён Семёнович Якубов: «А говорят – нет пророка в своём Отечестве! Вот ведь сделали наши ребята!»

После непродолжительной помпы в ноябре 1988 был проведён художественно-технический совет «Минавтопрома», где наша работа также получила самую высокую оценку. Однако почему-то складывалось впечатление, что это уже никому не нужно. Продолжение этой работы странно оборвалось после проведения грузового автосалона в Амстердаме…

Главный конструктор «АвтоВАЗа» Георгий Константинович Мирзоев: «Ребята, ну вы такое сотворили! Даже не представляете, что вы сделали! Это трудовой подвиг!»

Директор НТЦ «КамАЗ» Семен Семенович Якубов: «А говорят – нет пророка в своем Отечестве! Вот ведь сделали наши ребята!»

Сначала новую кабину широко обсуждали, но постепенно складывалось впечатление, что это уже никому не нужно

Технические характеристики

Как было сказано ранее, капотная версия КамАЗа была основана на базе модели КамАЗ 4326, что не могло не сказаться на общей схожести технических данных и характеристики.

Таким образом, технические характеристики копотного КамАЗа будут следующими:

  • полный вес – 10 200 кг;
  • снаряженная масса – 8 900 кг;
  • колесная формула – 4×4;
  • максимальная развиваемая скорость – 163 км/ч;
  • длина грузовика – 690 см;
  • ширина грузовика – 255 см;
  • высота грузовика – 305 см;
  • марка мотора – Caterpillar C13;
  • тип двигателя – дизельный, оснащенный турбонаддувом;
  • максимальная мощность – 980 л.с.;
  • крутящий момент – 4000 Нм при 1500 оборотов в минуту;
  • общее количество цилиндров – 6;
  • расположение – рядное;
  • объем цилиндра – 12,5 л;
  • объем бака с горючим – 1000 л;
  • коробка передач – ZF 165251;
  • тип коробки передач – 16-ступенчатая механическая;
  • тип сцепления – фрикционное;
  • сцепление – ZF MFZ430;
  • тип привода – пневматический с электронным управлением.

Смотрите испытание грузовика на видео.

В виду того, что капотный грузовик является новой разработкой, не имея ещё регистрационного и порядкового номера в линейке, стоимость данной модификации ещё остается неизвестной. Вполне возможно, что цена будет озвучена в дальнейшем, после проведения необходимых испытаний и серийного выпуска автомобилей. О ценах на автомобили Камаз прочитайте в в другой нашей статье.

Подвеска

Помимо всего сказанного, коснулись изменения и подвески автомобиля. Так, для улучшения технических характеристик КамАЗ Дакар она подверглась серьезной оптимизации. Эти работы длились более года, и принесли свои плоды.

Спортивный КамАЗ 43509 переставили на 22,5-дюймовые колёса, обеспечив автомобилю уверенное движение при низком давлении, а также великолепную управляемость. К тому же, подобное конструктивное решение обеспечивает более качественное охлаждение компонентов тормозной системы.

Команда КАМАЗ-мастер на пит-стопе во время ДАКАР 2019

Помимо прочего, для успешного выступления в ралли «Дакар» характеристики КамАЗ были повышены за счет использования новых электронных блоков управления распределением тормозного усилия.

В завершение лишь скажем, что упомянутые модернизации – это далеко не полный список новых технических решений, которые получили грузовики с индексом 43509.

Белые пятна красного грузовика

В 1989–1990 годах работа по «Проекту-88» ещё как-то продолжалась. ХКБ сделало ещё несколько проектов и макетов, которые не были приняты. И даже привлекались силы питерских дизайнеров. В кабинете главного конструктора «КамАЗа» ещё долго стоял хороший макет, сделанный Дмитрием Парфёновым. Сменялись хозяева кабинета, но изготовить опытный образец так и не удавалось (или не очень хотелось?). Но всё это уже происходило без меня. В августе 1990 года я покинул «КамАЗ».

Одну кабину завезли на территорию ХКБ. В модельном цехе ПРЗ она находилась долгое время в ужасном состоянии среди разрухи и мусора, как символ чего-то? Поневоле напрашивается аналогия с космическим челноком «Буран», раздавленным рухнувшей крышей ангара на Байконуре, и МАЗ «Перестройка». Не сказать, что последнему повезло больше – один экземпляр недавно водрузили на постамент у заводской проходной благодарные последователи главного конструктора МАЗа М.С. Высоцкого.

Долгое время в поездках по трассе М7 я (С.В. Екимов) встречал тягач КамАЗ-54255М с нашей кабиной. Последняя встреча произошла в 2003 году

Одна из кабин проекта 1988 в модельном цехе ПРЗ спустя 25 лет

В 2004 году на «КамАЗе» вновь подняли вопрос о реанимации и возможном рестайлиге кабины 1988 года, так как на неё был, пусть и неполный, комплект документации, а на ПРЗ лежали 44-47 пластобетонных штампов основных панелей кабины.

Фирма «Автодизайн» даже сделала несколько вариантов рестайлинга. В итоге все закончилось проектом с южнокорейской фирмой DMEC в 2011–2012 годах, и теми же пятью образцами кабин – их постигла та же судьба, что и нашу кабину. Может, теперь уже Scania посчитала кабину, похожей на свою?!

В 2014 году на выставке «Комтранс» машин с кабиной DMEC на стенде «КАМАЗа» уже не было, зато появилась кабина Mercedes-Benz Axor на новом тягаче КАМАЗ-5490. Партнёрство «КАМАЗА» и Mercedes-Benz могло дать и более существенные плоды. А внедряется устаревшая для Запада, хотя ещё современная для России кабина Axor, а затем открывается завод каркасов кабин Mercedes-Benz семейства К5!

Рестайлинг кабины проекта 1988 года, сделанный компанией «Автодизайн»

Руководство «КАМАЗа» называет это «новой эпохой» в развитии автогиганта. Без сомнения это так, но глядя на развитие китайского автопрома, думается, что вариантов могло бы быть больше! Неужели «КАМАЗу» надолго уготована роль только лишь менять облицовку и навешивать фирменные лейблы? Неудивительно, ведь ПАО «КАМАЗ» сегодня, пожалуй, единственный мировой автогигант, не имеющий своего дизайн-центра!

А «Проект-88», к большому сожалению, остался «белым пятном» в истории самого «КАМАЗа» да и страны. Но для всех, кто непосредственно участвовал в нём, он стал одним из ярких и значительных событий в жизни, большой школой профессионального мастерства, выдержки и преодоления трудностей.

Оставшиеся автомобили с новыми кабинами после испытаний были распроданы в лихие 1990-е, и судьба их неизвестна.

Проект рестайлинга кабины КАМАЗ с южнокорейской фирмой «ДМЕК» (2011–2012 гг.) включал пять образцов, их постигла та же участь, что и кабину образца 1988 году

Редакция благодарит Дениса Орлова за помощь при подготовке статьи.

Творчество – в «массу пластилина и бетона»

Для выполнения натурного макета кабины обычным способом требуются 2–3 месяца. Для ускорения работы придумали делать макет «на земле», в горизонтальной плоскости. Для этого разработали особо точные каркасы в отдельности для каждой стенки будущей кабины, чтобы затем собрать воедино, в «куб». Каркасы выставили на плитах с помощью мерительной машины.

На станках с ЧПУ из стальных полос вырезали шаблоны образующих поверхностей. Каждая плита имела пару стальных направляющих, и мы как бурлаки протягивали шаблоны по ещё тёплому пластилину, формируя таким образом базовые поверхности стенок кабины. Затем дорабатывали местные подштамповки и разъёмы. Стороны «куба» после протяжки образующих поверхностей собрали быстро, доработали углы сопряжения и некоторые нюансы.

22 февраля 1988 года состоялся показ и утверждение макета 1:1

Все удивлялись огромным размерам макета, который в замкнутом помещении действительно «давил» габаритом. Мне кабина напоминала древнерусского воина в шлеме. Никто из нас тогда не верил, что через 7 месяцев будут собраны 5 штампо-сварных кабин.

На защите макета 22 февраля 1988 года присутствовало практически всё начальство КамАЗа во главе с Н.И. Бехом, руководители и ведущие специалисты НТЦ и УГТ, директора заводов и другие. Кабина стояла на плитах на реальной высоте от земли. Чтобы усилить эффект натуральности, плиты покрыли стеклом, в котором она отражалась, будто автомобиль заехал в лужу. Кроме похвал и восхищения быстрой и качественной работой не было никаких замечаний. Да если и были бы, времени на их исправление уже не оставалось. Впоследствии некоторые критики высказывались о некоторой схожести нашей кабины с кабиной DAF 95… На мой взгляд, это как сравнивать шелом русского витязя с ведром со щелями на голове тевтонского крестоносца.

Бригада проекта сразу после презентации макета новой кабины 22 февраля 1988 года. Слева направо, сидят: Сергей Екимов, Николай Яковенко, Виктор Боленко. Стоят: Наталья Мордовина (Григорьева), Владимир Сермяжко, Владимир Гирсов

В жалюзях передней облицовочной панели я попытался повторить стилевое решение грузовиков КамАЗ, что оказалось не совсем правильно, поскольку камазовская кабина не отличалась выразительностью!

Мы видели, как было воодушевлено начальство. Однако бригада продолжала работать на обычных условиях и всё держалось на уверениях Б.Е. Буртакова, что договор будет подписан, и что договор с бригадой Бородулина на выполнение его части работ уже подписан!

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий