Заправка фреоном кондиционера своими руками

Содержание

Как самостоятельно заправить бытовой кондиционер? Схема действий

Наиболее частая проблема, с которой сталкиваются владельцы бытовых климатических систем – утечка хладагента. Сразу же возникают вопросы: как вовремя распознать утечку, как заправить бытовой кондиционер, к кому обратиться?

Как заправить автомобильный кондиционер фреоном?

Главная страница » Как заправить автомобильный кондиционер фреоном?

Как заправить автомобильный кондиционер фреоном?

Многим современным автомобилям присуща функция кондиционирования салонного воздуха. Автомобильная установка технологически мало чем отличается от обычного бытового (домашнего, офисного) кондиционера. Тем не менее, кондиционер автомобиля имеет свои конструктивные особенности. Эти особенности делают ремонт и обслуживание автомобильных кондиционеров несколько иными по сравнению с домашними (офисным) системами. Например, чтобы заправить автомобильный кондиционер фреоном, применяют технологическую инструкцию своего «автомобильного» плана. Рассмотрим такую инструкцию заправки глазами обычного автовладельца.

Что нужно знать для заправки оконных кондиционеров

Моноблочные кондиционеры-оконники отличаются некоторыми преимуществами, среди которых доступная цена, простой монтаж, долгий срок службы. Им не требуется такая частая дозаправка, как, например, сплит-системам. Тем не менее, заправка оконных кондиционеров фреоном не редкость. Рассмотрим подробнее, в каких случаях необходима дозаправка, что на это влияет, как правильно сделать дозаправку кондиционера своими руками.

Пошаговая инструкция как заправить кондиционер дома не вызывая мастера

Кондиционеры сильно упрощают жизнь. Всегда можно настроить комфортную температуру на работе, дома или в автомобиле. С ними лишь одна проблема – их приходится периодически заправлять. Для этого нужно ждать мастера и терпеть неудобства. Поэтому рассмотрим, как заправить кондиционер дома и что для этого нужно. Дочитав вы узнаете, что это намного проще, чем кажется.

Заправляем кондиционер фреоном своими руками

В процессе длительного использования кондиционера в квартире, жильцы могут обратить внимание на то, что устройство работает недостаточно эффективно. Прибор теряет мощность и не охлаждает воздух в комнате до необходимой температуры. Причиной таких проблем могут быть следующие факторы:

  • Загрязнения определённых элементов внутренней части устройства. В этом случае доступные детали прибора рекомендуется очистить.
  • Сильное снижение объёма хладагента – фреона. Этот газ способен сжиматься с течением времени и проникать сквозь незначительные щели в конструкции прибора.

заправка фреоном

В случае если ваш охладительный прибор регулярно очищается от пыли и мусора, причиной потери мощности может быть только утечка фреона. Это вещество, которое является главным хладагентом в современных сплит-системах. Он играет важное место в поддержании работоспособности компрессоров кондиционеров: благодаря фреону в конструкции поддерживается необходимая температура и её детали не подвергаются обморожению.

В процессе использования сплит-системы фреон может заканчиваться и терять свои свойства. В этом случае, проводится заправка кондиционера новым блоком этого вещества. Многие считают, что сделать это очень трудно и вызывают мастеров-ремонтников. В данном материале мы докажем, что сложность процесса сильно преувеличена и расскажем, как заправить кондиционер фреоном своими руками.

Заправка сплит системы: как заправить фреоном климатическое оборудование своими руками

Алексей Дедюлин

Утечка хладагента — одна из самых распространенных причин плохой работы кондиционера. Для устранения неполадки требуется заправка сплит системы и контроль герметичности корпуса оборудования.

Выполнение этой процедуры лучше доверить специалистам компании, с которой заключен договор на сервисное обслуживание кондиционера. Провести заправку самостоятельно достаточно сложно — нужно учесть ряд нюансов технологического процесса, а также иметь под рукой специальное оборудование.

Всем, заинтересованным в вопросе, предлагаем разобраться, как подготовить прибор, проконтролировать количество фреона в системе и осуществить заправку кондиционера. Понимание процесса пригодиться, чтобы проконтролировать действия мастера или выполнить работу самостоятельно.

Объем хладона

На вопрос, сколько фреона в кондиционере, есть два ответа.

  1. Система установлена давно, и пользователя интересует объем фреона в кондиционере, и хватит ли количество хладагента для исправной работы изделия. Проверить точно объем фреона в сплит-системе с помощью специалистов или самостоятельно практически невозможно, но узнать давление фреона в кондиционере, все рабочие параметры, чтобы выяснить, требуется ли дозаправлять, можно с помощью специального оборудования и мастера по обслуживанию.
  2. Сплит-система устанавливается с удлиненной прокладкой коммуникаций, или же надо полностью перезаправить ее. Какое количество хладагента понадобится для нормальной работы в этом случае? Чтобы самостоятельно рассчитать количество газа, которое должно быть в кондиционере, нужна конкретная информация — найти ее можно в таблице.

Бирка на кондиционере

Шильдики (таблички) есть на выносном и внутреннем блоке, там указана марка фреона, его количество в кг и рабочее давление.

Стандартное количество хладагента зависит от условной мощности изделия: «семерка» имеет до 750 грамм, а в самой мощной сплит-системе до 1,7 кг. Если у вас трасса получилась длиннее, чем рекомендовано производителем, то на каждый лишний метр надо добавлять от 15 до 30 грамм хладона. Каждая марка изделия, например: LG или Тошиба, имеет свои личные ограничения по высоте между блоками и длине трассы. Превышение их недопустимо, т. к. это сказывается на работоспособности всей системы.

Утечка фреона – насколько это серьезно?

Вовремя обнаруженная течь охлаждающей жидкости, отключение кондиционера помогут избежать серьезной поломки, финансовых затрат на ремонт. Но последствия несвоевременной диагностики неисправности могут оказаться серьезными, вплоть до замены всей системы. Что произойдет, если утечка фреона длилась долгое время незамеченная:

  • Перегревание компрессора внешнего блока сплит-системы. Он охлаждается именно фреоном. Из-за недостаточного количества охлаждающего вещества будет постоянно нагреваться, что приведет к поломке и выходу из строя. Вполне вероятно, что дорогостоящий компрессор придется заменить.
  • Перегрев компрессора повлечет за собой поломку блоков, узлов, которые непосредственно с ним связаны.
  • Вместе с фреоном по охлаждающей системе циркулирует масло для смазки компрессора. Когда образуется течь, оно выходит через отверстие, тем самым может навредить конденсатору. Смазка деталей компрессора не происходит должным образом.
  • Сквозь отверстие течи внутрь системы вполне вероятно проникновение влаги.

Результат – ремонт с возможной заменой компрессора или всей системы целиком. Чтобы избежать больших непредвиденных затрат, необходимо правильно пользоваться оборудованием, внимательно следить за его состоянием, проводить плановые технические работы.

Как часто заправлять домашний охладитель

Закачка фреона в сплит-систему производится в трех случаях:

  • в процессе монтажа или переустановки на новое место;
  • после ремонта, подразумевающего отключение фреоновых магистралей;
  • в результате утечки хладона из контура.

Для справки. Мобильные и оконные кондиционеры, исполняемые в виде моноблока, практически не нуждаются в дополнительной заливке фреона. Короткие трубки, монтируемые на заводе, находятся внутри корпуса и недоступны «криворуким» установщикам. Другое дело – охладитель автомобиля, подвергающийся вибрации и гораздо чаще теряющий хладагент.

Охладитель оконного типа

Охладители — моноблоки значительно реже теряют газообразный фреон, нежели сплиты с внешними коммуникациями

Вообще-то, после установки нового кондиционера заливать фреон нет нужды – производитель закачивает газ в наружный блок. Аналогично поступают грамотные мастера – при ремонте либо демонтаже сплита хладон перекачивается в теплообменник внешнего модуля. Первые два случая подразумевают потерю вещества из-за неудачных действий.

На недостаточное количество фреона в системе климатического агрегата указывают следующие признаки:

  • снижается эффективность охлаждения – вентилятор внутреннего блока гонит теплый воздух;
  • компрессор безостановочно работает в режиме полной нагрузки;
  • инверторный кондиционер уходит в ошибку и часто отключается (дисплей показывает код неисправности);
  • расположенный на внешнем блоке сервисный порт, куда приходит жидкостная магистраль, покрывается льдом;
  • под воздействием давления фреона на прохудившемся соединении появилось масло;
  • обмерзание испарителя внутреннего модуля.

Примечание. Сервисные порты сплит-системы находятся под крышкой на боковой стенке наружного блока. К ним подключены 2 магистрали, где фреон циркулирует в жидком и газообразном состоянии. Диаметр жидкостной трубки меньше, чем газовой.

Недостаток хладона в холодильной машине

Полный набор последствий — газовый сервисный порт в масле, жидкостный покрылся инеем, на фото справа – обмерзший испаритель внутреннего блока

На видео и сайтах компаний, занимающихся инсталляцией холодильных машин, встречается рекомендация: бытовые кондиционеры необходимо заправлять чуть ли не ежегодно. В действительности правильно установленный сплит спокойно служит без дозаправки по 3—5 лет, поскольку через надежные соединения большой объем хладона вытечь не может.

Если вышеперечисленные признаки наблюдаются часто, нужно разбирать стыки и проверять качество вальцовки. Заводской брак внутри агрегатов – редкость даже для «китайцев».

Отсюда совет: займитесь заправкой, когда это действительно необходимо. А вот чистить кондиционер надо ежегодно.

Определение необходимости заправки кондиционера

Регулярное обслуживание сплит-системы предполагает проведение дозаправки фреона с периодичностью раз в 1–2 года. Такой временной промежуток определён путём проведённых производителями испытаний. В документации любого устройства можно найти пункт о том, что в год оно теряет 6–8% фреона в результате утечек.

Однако существуют ситуации, когда необходимо провести внеплановую дозаправку охлаждающих систем:

  • Проводится в том случае, если устройство начинает работать с меньшей мощностью и при этом не страдает от загрязнений. В таком случае воздух охлаждается хуже, чем после установки нового кондиционера.
  • А также необходимость дозаправки прибора можно определить по характерному «гудению» компрессора при работе кондиционера. Это означает, что в конструкции появились неплотности, через которые газ просачивается наружу. Это вызывает перенапряжение компрессора и недостаточное охлаждение воздуха.

замерзший кондиционер

Стоит обратить внимание, что в первом случае положение может исправить закачка фреона в неполный отсек сплит-системы. Если же в элементах конструкции появились неплотности, потребуется полная замена фреона в кондиционере и ремонт повреждённых деталей.

Другие внешние признаки утечки хладагента:

  • На внешней панели кондиционера образуется иней.
  • После включения устройства оно долго «настраивается» перед началом охлаждения.
  • На трубках прибора заметны следы масла.

Особенности моноблока

Климатический моноблок, устанавливаемый внутри проема окна, форточки отличается многими характеристиками, которые относятся к его преимуществам и недостаткам:

  • Бюджетная стоимость климатического устройства.
  • Простой монтаж, который вполне возможно выполнить самостоятельно.
  • Несложное техническое обслуживание.
  • Установка производится в заранее подготовленный проем окна.
  • Монтаж внутри пластикового окна без предварительного заказа специального проема для климат-устройства – трудоемкая задача.
  • Уровень шума ощутимо превышает показатели у сплит-систем.
  • Вибрации при работе, что требует качественного закрепления металлического каркаса, корпуса при установке.
  • Возможность работать на обогрев благодаря реверсивной функции компрессора, опция вентилирования свежим воздухом и т.д.

Одна из основных особенностей климат-блока – заправка охлаждающим веществом проводится непосредственно на производстве. Это значит, что покупатель приобретает систему кондиционирования с герметично запаянным охлаждающим контуром, на заправку которого не нужно тратить время, деньги.

Заправка кондиционеров данного типа производится гораздо реже, чем сплитов. Этим объясняется их более долгий срок службы, гарантийного обслуживания. Механизмы моноблока реже выходят из строя, не так быстро изнашиваются. Масло, содержащееся внутри герметично запаянного контура, не испаряется вместе с фреоном. Поэтому детали компрессора не изнашиваются.

Конструктивные особенности охлаждающего контура таковы, что заправка кондиционеров не предусматривается в дальнейшем. Герметичная пайка медных труб рассчитана на долгий срок эксплуатации.

Чем заправлять?

Как и холодильную технику, кондиционеры заправляются определенным газом. Но в отличие от них, здесь применяется специальный, созданный именно для сплит-систем, фреон. Обычно для пополнения запасов заливают фреон следующих типов.

  • R-22. Данный тип имеет хороший охладительный КПД, что делает его более предпочтительным решением, нежели аналоги. При применении этого типа вещества усиливается расходование климатической техникой электрической энергии, но и устройство быстрее будет охлаждать помещение. Аналогом упомянутого фреона может стать R407c. Из недостатков данных категорий фреона можно отметить наличие хлора в их составе.

  • R-134a – аналог, появившийся на рынке сравнительно недавно. Он не наносит вреда окружающей среде, не содержит в составе различного рода примесей и имеет довольно высокий охладительный КПД. Но цена такой категории фреона велика, из-за чего его используют довольно-таки нечасто. Чаще всего это делают для заправки машин.

  • R-410A – фреон, безопасный для озонового слоя. В последнее время все чаще его заливают в кондиционеры.

Следует сказать, что однозначного ответа, какой лучше хладагент из представленных, нет. Сейчас активно применяется R-22, хотя большинство производителей переходит именно на использование R-410A.

Чем заправляются кондиционеры

Перед тем как самому заправить кондиционер, нужно понимать, а что собственно мы заправляем. Как в обычные кухонные холодильники в кондиционеры заправляется фреон. Но их важно не перепутать, поскольку тут должны использоваться специальные марки, предназначенные специально для систем охлаждения помещения.

Для заправки кондиционеров чаще всего используют следующие виды фреонов:

  1. R-22 – качественный хладагент с неплохими показателями охлаждения. Его просто в специализированных магазинах. При его использовании помещение охлаждается быстрее в сравнении с заводским фреоном. Главный минус в том, что при его использовании кондиционер начинает потреблять больше электричества;
  2. R-407c – аналог предыдущего. Основная разница в повышенном содержании хлора.
  3. R-134 a – безопасный хладагент без вредных примесей. Положительно сказывается на охлаждении и не вредит окружающей среде. Стоит дороже R-22 из-за чего используется реже.

Причины утечки фреона

Все-таки заправка кондиционеров иногда нужна и моноблочным устройствам. Случается это по многим причинам, наиболее частые из которых:

  • Несвоевременное техническое обслуживание климат-блока, во время которого выявляются все возможные неполадки. Своевременное устранение неисправностей значительно увеличивает бесперебойное функционирование моноблока.
  • На заводе-производителе некачественно была выполнена пайка медного контура. Это со временем приведет к снижению уровня содержания охлаждающего газа внутри системы.
  • Часто из-за вибрационных сил, возникающих при работе данного климат-устройства, могут повреждаться патрубки охлаждающего контура, что также приводит к утечке газа.
  • Неправильная транспортировка климатического оборудования, в результате которого произошла разгерметизация.
  • Некачественно проведенная установка может негативно отразиться на всей климат-системе в целом, когда происходит едва заметная утечка охлаждающего вещества.

корпус оконного кондиционера

Причины утечки охлаждающего вещества

Основные, наиболее часто случающиеся причины течи фреона – некачественный монтаж, неправильная эксплуатация.

  • Фреон – инертный газ без запаха, цвета. Он безопасен для человека, окружающей среды. Может испаряться из системы кондиционера через соединения, монтажные швы трассы. Если сборка, установка системы произведены верно, фреон не будет испаряться, либо испаряться в малых количествах. Тогда дозаправку достаточно производить каждые 1,5-2 года для исправной работы оборудования.

Плохо проведенный монтаж отрицательно скажется на оборудовании, долго ждать не придется. Слабые места установки сразу себя покажут.

  • Несвоевременное техническое обслуживание, неправильная эксплуатация – также причина утечки хладагента.
  • Механические повреждения трассы. Износ трубопровода – маловероятная причина. Но она также имеет место быть. При постоянной вибрации внешнего блока трубы с охлаждающей жидкостью перетираются, образуя отверстия утечек. Также возможно падение на трассу посторонних предметов, которые способны ее повредить.
  • Повторный монтаж/демонтаж оборудования.

Оборудование и материалы для работы

Чтобы произвести самостоятельную заправку домашней сплит-системы, купите, а лучше – арендуйте небольшой набор оборудования:

  • насос вакуумный двухступенчатый, оснащенный обратным клапаном;
  • коллектор манометрический со смотровым окошком и комплектом шлангов;
  • электронные напольные весы;
  • ключи рожковые и шестигранники размером 5—8 мм (возможно, найдутся в домашнем хозяйстве).

Заправочное оборудование - насос и коллектор

Примечание. Модели насосов, оборудованные обратным клапаном, не «забрасывают» собственное масло внутрь фреонопроводов в процессе работы.

Дальше нужно правильно выбрать фреон для кондиционера, ориентируясь по заводскому шильдику на внешнем блоке либо инструкции по эксплуатации охладителя. В табличке указана марка хладагента и заправочная норма, выраженная в килограммах (или граммах).

Шильдик с данными на внешнем блоке

При выборе типа хладона воспользуйтесь простыми рекомендациями:

  1. Покупайте фреон, указанный на бирке, другие марки не подойдут. Наиболее распространен двухкомпонентный газ R410а, реже встречается R22 либо R134a (в автомобилях). Хладон R12 считается устаревшим и потому снят с производства.
  2. Арендуя манометрический коллектор, обязательно сообщите марку используемого хладагента. Прибор и шланги, работавшие с фреоном R22, нельзя применять для заправки газа R410а, поскольку в них добавлены разные масла – на минеральной и синтетической основе соответственно.
  3. Для подсоединения манометрической станции к сервисным портам сплит-системы, работающей с хладагентом R410а, используется специальный переходник.
  4. Вес хладона рассчитывайте с запасом. На продувку шлангов уйдет примерно 50 грамм плюс 30 г на каждый лишний метр магистралей, если их длина превышает 3 м.
  5. Для большинства кондиционеров, установленных в квартирах, достаточно 1 кг фреона с учетом запаса. Можно взять в аренду вместе с баллоном либо купить в отдельной емкости.

В некоторых типах баллонов предусмотрен встроенный сифон, изображенный на схеме. Такие резервуары не требуется переворачивать для заливки хладона в жидком состоянии. Осведомитесь о типе баллона у продавца либо арендодателя.

Уточнение. Баллоны, заряженные газом R410а, окрашены розовым цветом, фреоном R22 – зеленым.

Существует специализированный электронный прибор, обнаруживающий мелкие дефекты труб и соединений, — течеискатель фреона. Если эффективность охлаждения снизилась, но явных протечек в кондиционере не обнаружено, измеритель поможет найти свищ размером с человеческий волос. При необходимости прибор можно арендовать, покупать — дорого и бессмысленно.

Разновидности фреонов

Как подготовить прибор?

Нельзя просто взять баллон с хладагентом, присоединить его к трубке и впустить в систему некоторое количество вещества. Дело в том, что сначала нужно подготовить устройство к этой операции. Если фреон вытекает неестественно быстро, скорее всего, имеет место разгерметизация корпуса.

Медная трубка сплит-системы

Нужно узнать причину, устранить ее и только после этого впускать в систему новую порцию газа. Герметичность контура проверяют и тогда, когда нужно восполнить хладагент, потерянный во время эксплуатации. Очень часто утечка возникает после неумелого монтажа.

Например, некоторые неопытные мастера неаккуратно обрезают развальцованный край медной трубки и забывают о необходимости восстановить вальцовку. В результате протечка возникает в месте соединения трубки с наружным блоком. Медь — довольно мягкий материал.

Очистка наружного блока

Повредить вальцовку можно, даже не обрезая трубку, достаточно неровно завинтить крепеж. Поэтому перед заправкой сплит-системы нужно развинтить это соединение и проверить состояние края трубки. Если он поврежден, следует его обрезать, развальцевать и завинтить крепление. При этом действовать следует аккуратно, гайка должна идти легко, без усилий.

Дополнительная информация о вероятных поломках кондиционера и способах их устранения представлена в этой статье.

Непосредственно перед заправкой проводится процедура осушения системы. В контур заводят азот или фреон, чтобы вытеснить из него посторонние вещества. При высоком давлении устройство тщательно осматривают в поисках щели, из которой вытекает газ. Иногда целесообразно использовать при этом ультрафиолетовую лампу.

Методы

Перед осуществлением заправки бытового домашнего кондиционера самостоятельно следует знать, какие существуют методы и способы заправки такой техники. Речь идет о следующих методиках.

  • С использованием смотрового стекла. Данный вариант помогает изучить состояние системы. Если появляется сильный поток пузырьков, то необходимо произвести заправку кондиционера. Признаком того, что работы пора заканчивать будет исчезновение потока пузырьков и создание однородной жидкости. Для сохранения давления внутри системы, следует заправлять ее по чуть-чуть.

  • С применением заправки по весу. Этот метод очень прост и не требует каких-то дополнительных сил или пространства. Сначала необходимо полностью очистить систему от хладагента и осуществить очистку вакуумного типа. После этого бак с хладагентом взвешивается и проводится проверка его объема. Потом производится заправка баллона с фреоном.

  • По давлению. Данный метод заправки можно использовать только при наличии документации, где прописаны заводские параметры оборудования. Баллон с фреоном присоединяют к устройству с использованием коллектора с манометром. Заправка производится порциями и постепенно. После каждого раза показания сверяются с информацией, указанной в техпаспорте к технике. Если данные совпадают, значит можно заканчивать заправку.

  • Метод расчета охлаждения либо перегрева кондиционера. Этот способ считается наиболее сложным. Его суть в расчете соотношения текущей температуры устройства к показателю, который упомянут в техдокументации. Как правило, используется только профессионалами.

Когда нужно заправлять

Вы должны обязательно закачать фреон в кондиционер дома в одном из следующих случаев:

  • Один раз в течение двух лет при условии, что система установленная правильно;
  • После того как система охлаждения была установлена в первый раз или ее перевесили в новое место;
  • Если на какое-то время фреонные магистрали были отключены, например, после ремонта;
  • В случае если произошла утечка.

Замена фреона в 80% всех случаев требуется сразу после установки. Обычно это происходит из-за ошибок, допущенных в системе монтажа. Внимательно проверяйте систему прямо при мастерах. Так вы избежите ненужных затрат на смену фреона.

Охладительные системы оконного типа практически не нуждаются в дозаправке. Обычно в них короткие трубки, расположенные в конце корпуса, которые практически невозможно задеть при монтаже.

Утечку фреона можно обнаружить по одному из следующих признаков:

  • на внешнем блоке начал образовываться иней;
  • при одной и той же температуре и стандартных настройках охлаждение происходит медленнее или вообще не происходит;
  • при включении кондиционера появляется неприятный запах;
  • кондиционер самостоятельно отключается или показывает код ошибки (обычно такое бывает на инверторных моделях).

Методы дозаправки фреоном

схема заправки

Чтобы сделать заправку кондиционера своими руками, нужно выбрать наиболее удобный способ из представленных ниже.

Использование манометра

Для заправки с помощью манометра потребуется выяснить допустимый уровень фреона в конкретном кондиционере. Эта информация зачастую содержится в инструкции по эксплуатации или в описании технических характеристик его модели в интернете. Заправка хладагента по давлению заключается в подключении манометра к переходнику между газовым баллоном и кондиционером. Газ небольшими порциями подаётся в специальный отсек, а манометр замеряет давление. При этом необходимо сверять показания прибора с допустимым уровнем давления по инструкции производителя.

Контроль веса

Следующий метод рассчитан на определение количества газа с помощью взвешивания баллона. Принцип этого способа достаточно прост – фреон из заправочного баллона перетекает в отсек кондиционера, а с помощью взвешивания ёмкости можно определить, какое количество газа переместилось в устройство. Недостаток этого метода состоит в том, что его можно применять только при полном опустошении фреонового отсека сплит-системы. Для этого нужно с помощью вакуума удалить все остатки соединений из охладительного элемента. Дозаправку кондиционера фреоном при небольших утечках таким методом выполнить не получится.

Установка заправочного цилиндра

Если точно известен уровень заполнения кондиционера фреоном и объёмов утечки, можно применить метод добавочного цилиндра. При этом недостающее количество газа помещается в специальную деталь – цилиндр, который монтируется в кондиционер. Достоинством такого метода является то, что он не требует вакуумной очистки конструкции от хладагента.

Температурные изменения

Наиболее сложный метод дозаправки сплит-системы фреоном состоит в фиксировании показателей температуры. Его практически невозможно применить самостоятельно, но можно воспользоваться помощью специалистов.

Признаки утечки фреона

При внимательном отношении к кондиционеру, своевременном техническом обслуживании несложно определить, что работа оборудования ухудшилась, произошли внешние изменения. Признаки наличия утечки фреона:

  • Ухудшилась работа кондиционера, перестал охлаждать/нагревать воздух так же быстро, как раньше, делает это слабо, неэффективно.
  • Постоянно включается защитный датчик компрессора, реагирующий на излишнее тепло. Он останавливает работу оборудования.
  • Потемнение теплоизоляции компрессора.
  • Наличие на элементах сплит-системы масла, запах гари после включения, окисление масла (проверяется тестом на уровень кислотности).
  • Обгоревшая изоляция возле капиллярной трубки, подающего трубопровода.
  • Оледенение патрубков внешнего блока.

Как только появились признаки утечки фреона, необходимо выключить кондиционер, не пользоваться им до устранения неполадок. Лучше всего – вызвать специалистов, которые протестируют систему, найдут причину поломки, устранят ее. Ведь причина неисправности может быть не только в утечке охлаждающего вещества.

Если есть полная уверенность, что причиной неисправной работы является именно утечка, устранить ее представляется возможным самостоятельно, дозаправив систему хладагентом.

Экономия средств по сравнению с вызовом мастера

Зная потребность в материалах и оборудовании, несложно подсчитать, насколько выгодна дозаправка кондиционера, выполняемая своими руками. Стоимость аренды берем на интернет-ресурсах компаний, предлагающих данную услугу в Московской области:

  • вакуумный насос + коллектор со шлангами – 700 руб. в сутки (12.5 у. е.);
  • полный комплект, включающий баллон с газом, манометрическую станцию и насос, — от 1000 руб./сутки (18 у. е.);
  • самый дорогой тип фреона — R410а — 650 руб. за 0.6 кг (12 у. е.).

Примечание. Цены взяты по состоянию на 1 марта 2018 года. В скобках указан эквивалент в условных единицах, поскольку стоимость услуг меняется с течением времени.

Примем в расчет более дорогостоящий вариант – аренда оборудования плюс покупка фреона: 700 + 650 = 1350 руб. (24.5 у. е.). Минимальная стоимость заправки сплит-систем, декларируемая различными компаниями, составляет 2000 руб. (35 у. е.). Выгода от самостоятельного проведения заправочных работ не слишком велика – 650 руб. или 10.5 у. е.

Подготовка к зарядке сплит-системы хладоном

Учтите ряд противоречивых факторов:

  1. Чтобы арендовать оборудование и приспособления, нужно затратить личное время.
  2. Цены, указываемые в интернете, могут быть занижены ради привлечения клиентов либо попросту устареть.
  3. Нередко фирма начисляет дополнительные расходы за выезд либо выставляет счет за каждую работу отдельно – вакуумацию, диагностику и заправку.
  4. Существует вероятность, что «дешевые» мастера выполнят работу некачественно и спустя год хладон снова улетучится.
  5. Не учтена стоимость аренды электронных весов. Допускается применение настольных кухонных весов, рассчитанных на измерение массы до 20 кг с точностью отображения до 1 грамма.

Отсюда вывод: правильно сделанная самостоятельная закачка фреона предпочтительнее, нежели обращение в компанию, предоставляющую услуги по заниженной цене. Труд опытных специалистов стоит дорого.

Признаки необходимости дозаправки

Как и у любого охлаждающего бытового устройства, признаки утечки фреона следующие:

  • снижение общей эффективности, ухудшение охлаждающей функции прибора, с которой раньше он справлялся хорошо;
  • обледенение некоторых деталей фреонового контура внутри блока, которые можно заметить при своевременном техническом обслуживании;
  • значительный недостаток фреона внутри системы заметен даже при визуальном осмотре оконного устройства, которое нужно производить периодически.

При обнаружении любого из признаков недостатка охлаждающего вещества внутри контура необходима заправка кондиционеров фреоном.

Подготовительный этап

Перед стартом работ нужно осуществить проверку механизма и внимательно изучить теоретическую составляющую последовательности действий, дабы заправить дома своими руками кондиционер оказалось максимально легко и просто. Также необходимо проверить весь механизм на отсутствие деформаций и мест утечек хладагента.

Потом не будет лишним изучить пошаговый алгоритм этого процесса, а также осуществить подготовку необходимых расходников для заправки и определенного оборудования. Тип нужного фреона для каждого конкретного случая можно выяснить в техдокументации к модели.

Если же он там не указан, то можно использовать фреон R-410, хотя он подойдет не к каждой модели и цена его будет высока. Тогда будет лучше проконсультироваться с продавцом устройства.

Кроме того, подготовка к перезаправке кондиционера состоит из следующих процедур.

  • Поиск требуемой техники. Для осуществления работ следует иметь под рукой насос вакуумного типа, имеющий манометр и клапан обратного типа. Его использование позволит не допустить попадания масла в часть, где содержится фреон. Данную технику можно арендовать. Это будет выгоднее, чем вызов специалиста. Приобретать его просто бессмысленно.
  • Обследование трубок конденсатора и испарителя на предмет деформаций и обследование целостности трубки для фреона.
  • Осмотр всего механизма и проверка соединений на герметичность. Чтобы сделать это, по редуктору с манометром в систему закачивается азот. Его количество определить довольно просто – он перестанет идти в трубку, когда она заполнится. Нужно отслеживать данные манометра, чтобы выяснить, снижается ли давление. Если признаков падения нет, то деформаций и утечек не имеется, тогда для стабильной работы техники нужна лишь перезаправка.

Потом осуществляется вакуумация. Тут будет нужен вакуумный насос и коллектор. Следует активировать насос и в момент, когда стрелка будет на минимуме, отключить его и перекрыть кран. Следует также добавить, что нельзя отсоединять коллектор от самого устройства.

Заключительный момент + видеоролик по теме заправки

Заправить кондиционер личного автомобиля своими руками при желании и определённых навыках вполне допустимо. Тем не менее более прагматичным подходом видится заправка посредством специализированной службы. Многие современные автосалоны предлагают услуги заправки по приемлемым ценам. Если же решено заправить своими руками, видеоролик ниже как дополнительная помощь к статье:

Совмещение информационной части и части, состоящей из видеоматериала способствует усилению теоретических навыков. Дело останется только за практическим применением.

КРАТКИЙ БРИФИНГ

Z-Сила — публикации материалов интересных полезных для социума. Новости технологий, исследований, экспериментов мирового масштаба. Социальная мульти-тематическая информация — СМИ .

Как определить количество фреона в системе

Чтобы заправить кондиционер самостоятельно, нужно хотя бы примерно понимать, сколько фреона в нем осталось. Для этого существует два основных способа:

  1. Проверить давление. Для этого в инструкции к устройству посмотрите нормальное давление для вашей модели. Используя манометр, посмотрите какое давление сейчас в системе. Добавляем до нужного предела. Такой способ обычно используется при плановой замене фреона.
  2. По массе. Этот метод применяется, когда используемый хладагент полностью выкачивается из системы, и заменяется на новый. Также в инструкции следует посмотреть нормальное количество фреона. При помощи весом выясняем массу заполненного объема и заправляем в систему.

Виды фреона для заправки кондиционера

Фреоны часто присутствуют в бытовых охладительных приборах – их можно использовать как в кондиционере, так и в холодильнике. Поэтому видов этого хладагента достаточно много. В магазинах можно встретить следующие виды фреонов:

баллоны с хгадагентами

  1. R-22. Самый простой по составу и распространённый газовый охладитель. Он применяется для дозаправки как устаревших, так и современных кондиционеров. Главное преимущество R-22 состоит в низкой стоимости этого газа. Его можно использовать для обычного домашнего кондиционера небольшой мощности.
  2. R-410. Фреон, получаемый смешением двух типов газа. Этот хладон можно использовать при высоком давлении, что положительно сказывается на мощности кондиционера. По мнению специалистов, он также позволяет сэкономить расход электроэнергии при работе кондиционера. Немаловажно, что R-410 не разрушает озоновый слой и безопасен для экологии, в отличие от предыдущего образца охладителя.
  3. R-407C. Состав этого хладагента состоит из целой смеси газов-фреонов: R-32, R-125 и R-134a. Этим хладагентом заполняют большую и разветвлённую станцию кондиционирования в крупных помещениях или целых зданиях. Его главное отличие состоит в том, что этот газ не является изотропным, поэтому при утечке испаряются лёгкие соединения, оставляя осадок. Таким фреоном можно заправить лишь пустой и очищенный отсек охладительной системы, он не подходит для дозаправки.

Таким образом, заправку обычного кондиционера дома можно произвести своими силами. Для этого достаточно лишь закупить необходимые инструменты и хорошо свериться с инструкцией к прибору. Если вы сомневаетесь в своих возможностях, можно пригласить мастера и проконсультироваться с ним по поводу лучшего способа заправки и состава фреона. Тогда будущем, вы сможете самостоятельно проводить обслуживание сплит-системы и она будет исправно работать в течение долгого времени.

Подготовка

Чтобы заправить кондиционер фреоном самому, вам понадобятся специальные приборы и инструмент, которые можно взять напрокат в центре сервиса, расходы будут намного ниже, чем вызвать для аналогичной работы специалистов.

Подготовку к заправке кондиционера хладагентом своими руками надо начинать с визуального осмотра трубок, соединяющих выносной модуль с испарителем, и проверки герметичности всей системы циркуляции. Проверив соединения, закачиваем внутрь газообразный азот, после всасывания утечка проверяется по манометру: если давление не падает — герметичность в норме, а утечки происходили не из-за ее повреждений.

Теперь можно переходить к вакуумизации заправляемого устройства, для этого используют насос вакуумного класса и коллектор. Агрегат подключается через коллектор – его включают, и по манометру определяют минимум давления. Когда оно достигнуто, устройство отключают, перекрывают кран — подготовительный процесс успешно завершен.

Внимание! По окончании вышеописанных работ отключать коллектор нельзя.

Описание процесса

Теперь перейдем к описанию непосредственно процедуры заправки.

  • Для начала требуется открыть окно и осуществить внешний осмотр наружной части. После этого сбоку следует найти кожух, куда идет пара шлангов.
  • Осуществляем выкручивание болтов, удерживающих кожух, после чего демонтируем его. Одна трубка подает на внешний блок фреон в газообразной форме, а вторая – отводит его из наружной части, но уже в форме жидкости.
  • Теперь осуществляем слив старого фреона либо через трубку, выкрученную ранее, либо через золотник сервисного порта. Фреон следует сливать осторожно и крайне медленно, дабы вместе с ним случайно не слить и масло.
  • Теперь подключаем к золотнику синий шланг от манометрической станции. Смотрим, закрыты ли коллекторные краны. Желтый шланг от станции манометрии необходимо подсоединить к штуцеру вакуумного насоса.
  • Открываем кран низкого давления и проверяем показания.
  • Когда давление на манометре опустится до показателя -1 бар, следует открыть краны сервисных портов.
  • Около 20 минут следует осуществлять вакуумирование контура. Когда давление опустится до упомянутого значения, следует подождать еще до получаса и понаблюдать, не поднимется ли стрелка манометра до нулевого показателя. Если это произойдет, значит, контур не является герметичным, и там присутствует утечка. Ее следует найти и устранить, иначе заправленный фреон будет вытекать.
  • Если утечек обнаружено не было, следует через полчаса после осуществления вакуумирования отсоединить желтый шланг от насоса и присоединить к емкости с фреоном.
  • Теперь осуществляем закрытие левого коллекторного крана. Затем ставим баллон, внутри которого содержится газ, на весы и записываем массу на тот момент.
  • Откручиваем на баллоне кран. На мгновение открываем и закрываем правую задвижку на станции манометрики. Это необходимо для продувания шланга, чтобы полностью выдуть воздух из него, и он не оказался в контуре.
  • Требуется открыть синий кран на станции, и фреон будет попадать в кондиционерный контур из баллона. Вес емкости, соответственно, будет снижаться. Следим, пока показатель не снизится до требуемой отметки, пока в контуре не окажется необходимое количество, сколько требуется для заправки конкретной модели. После чего закрываем синий кран.
  • Теперь необходимо перекрыть 2 крана на блоке, отсоединить станцию, после чего осуществить проверку устройства на работоспособность.

Какой фреон использовать

Прежде чем подробно рассказать, как нужно заправлять кондиционер дома, мы ответим многим читателям, которые довольно часто задают сакральный вопрос: чем заправляют кондиционеры, и где приобрести нужные баллоны с газом. Фреон марки R410A не имеет в своем составе хлора, поэтому не воздействует на атмосферу негативно — он быстро приобрел популярность у пользователей. Его заправочный собрат марки R-407c состоит из трех компонентов с такими же литерами в названии:

  • 32 — отвечает за отличную производительность;
  • 125 — пожарная безопасность при работе;
  • 134а — стабилизация давления рабочего контура.

При возникновении утечек, его компоненты улетучиваются неравномерно, поэтому нельзя делать дозаправку, чтобы не нарушить концентрацию — сливают весь хладон и заправляют новый. Приобрести баллоны с фреоном любого вида можно в специализированных складах, адреса по регионам можно найти в интернете.

Немногие пользователи решаются самостоятельно заполнять систему климатической техники хладагентом, потому что для этого требуются сложные устройства: цифровые весы и термометр, манометрический коллектор, набор шестигранных ключей и умение всем этим пользоваться.

Манометрический коллектор

Коллектор лучше использовать четырехпозиционный — удобно подключить все необходимые шланги, герметичность системы сохраняется полностью, нет контакта внутренней системы кондиционера с наружным воздухом.

Другие способы закачки газа

Поскольку полная замена газа предполагает некие затраты, мастера – холодильщики применяют такие методы дозаправки фреона в сплит-систему:

  • по температуре перегрева;
  • по давлению хладона в работающем кондиционере;
  • по току потребления компрессора.

Для доливки хладона очень важно понять, сколько газа осталось в контуре, компрессоре и обоих теплообменниках. Точный ответ дает лишь первый способ: с помощью контактного термометра либо дистанционного пирометра измеряется реальная температура фреона при работающем компрессоре и сопоставляется со значением нужной шкалы (точка закипания соответствующего хладагента), нанесенной на манометре станции.

Градуирование шкалы манометра

На измеритель нанесены шкалы температур кипения хладагентов различных типов. Актуальный показатель давления — 5.4 Бар, фреон марки R22 должен закипеть при +8 °С

Если разница реальной температуры и значения, указываемого стрелкой на шкале, превышает 8 градусов, фреона в контуре недостаточно. Мастер добавляет хладагент небольшими порциями и снова измеряет температуру. Когда разница составляет менее 5 °С, имеет место перезаправка – нужно стравить лишний газ.

Поскольку давление хладона и ток в цепи компрессора зависит от многих факторов и постоянно меняется, точно определить остаток фреона нереально. Мы не рекомендуем новичкам пользоваться указанными методами, дабы не вывести из строя самый дорогостоящий агрегат – компрессор.

Несколько важных нюансов

Прежде чем начинать работы, необходимо изучить техпаспорт кондиционера и инструкцию, которая к нему прилагается. Если эти документы утеряны, обязательно следует обратить внимание на металлический шильд, закрепленный на наружном блоке.

Технические характеристики сплит-системы

На этой металлической пластине обычно имеются все основные сведения по этой конкретной модели. Здесь можно узнать, какая именно марка фреона использована для заправки контура, каким должно быть давление в нем, сколько граммов хладагента нужно закачать в систему и т.д.

Следует помнить, что номинальное давление в контуре зависит от марки хладагента, а также от температуры окружающего воздуха. Если на улице слишком холодно или жарко, а замеры проводятся по манометру, необходимо сделать поправку. Данные об изменении давления можно найти в справочниках.

При тестировании кондиционера после заправки нужно включать только режим охлаждения. Если случайно запустить обогрев, можно залить компрессор и полностью сломать сплит-систему.

Меры предосторожности

Следует сказать, что при соблюдение всех правил безопасности при работе с фреоном, он будет совершенно не опасен. Можно легко осуществлять заправку сплит-системы в домашних условиях и не бояться ничего, если соблюдать ряд этих норм. Следует помнить такие моменты:

  • если жидкий газ попадает на покров кожи человека, то вызывает их обморожение;
  • если он попадает в атмосферу, то человек рискует получить отравление газом;
  • при температуре около 400 градусов он распадается на хлористый водород и фосген;
  • марки упомянутого газа, где содержится хлор, могут стать причиной раздражения слизистой оболочки и пагубно влияют на организм человека в целом.

Дабы обезопасить себя во время проведения работ следует делать следующие вещи.

  • Надевать перчатки из ткани и очки для защиты. Фреон, попав в глаза, может спровоцировать повреждения зрения.
  • Нельзя проводить работы в закрытом пространстве. Оно обязательно должно проветриваться и туда должен иметься доступ для свежего воздуха.
  • Требуется следить за герметичностью кранов и механизма в целом.
  • Если вещество все же попало на кожу либо слизистую, то это место сразу следует обмыть водой и смазать вазелином.
  • Если у человека выявлены признаки удушья либо отравления, то следует отвести его на улицу и дать подышать воздухом до 40 минут, после чего симптомы пройдут.

Видео описание

В данном видео можно посмотреть, как правильно проверить давление в кондиционере

Алгоритм заправки

Приведем подробное пошаговое руководство по проведению заправки изделия. Речь идет о заправке любого климатического изделия методом показателя перегрева: существует разница между температурой перегретого пара и его аналогом, означающим кипение хладагента. Первый из показателей контролирует электронный термометр, который достаточно приложить к газовой трубке изделия, второй — по показаниям манометра, замеряющего низкое давление. Разница по температуре находится в пределах 5—8 градусов, если она хоть немного выше, то изделие давно не заправлялось — необходимо выполнить дозаправку.

  1. Открываем замки, которые есть на штуцерах кондиционера, чтобы удалить весь хладагент. Когда давление упадет до минимального — замки закрыть.
  2. Емкость с фреоном ставим на весы, выставляем на их табло значение «0».
  3. Для стравливания воздуха, находящегося внутри шлангов, кратковременно открываем вентиль на коллекторе.
  4. Теперь открываем газовый вентиль — процесс заправки запущен, давление в системе изделия постепенно повышается, а температура в трубопроводе будет снижаться.
  5. Когда разница между ними составит не более 8 0 C — закрываем вентиль на коллекторе, а затем перекрываем выход хладагента из баллона.
  6. Вес сжиженного газа, затраченного на заправку кондиционера, узнаем на табло весов.

Заправленную сплит-систему включаем для проверки всех функциональных возможностей. Если в процессе работы не происходит появление инея на кранах наружного блока, то вы правильно рассчитали количество хладагента — изделие заправлено без нарушений рекомендованной технологии.

Для уверенной работы по дозаправке или заправке пользователям пригодится видео:

Заправка бытовых кондиционеров. Меры предосторожности

Несмотря на безопасность фреона R410a для окружающей среды, следует соблюдать меры безопасности при работе с ним:

  • Запрещается дышать хладагентом R410a, он разрушает ткань легких, вызывая одышку, астму.
  • Сплит-систему, заполненную на производстве R410a, дозаправлять именно эти веществом.
  • Вместе с R410a применяется специальное масло для компрессора. Оно отличается от минерального масла предшественника R Необходимо очень осторожно заправлять оборудование смесью R410a с маслом, так как последнее поглощает влагу из окружающей среды. Поэтому оборудование нельзя надолго оставлять в условиях повышенной влажности.
  • Необходимо использовать инструменты, произведенные для работы именно с фреоном R410a (датчики давления, шланг для заправки, индикатор утечки, вальцовочные механизмы, вакууматор и т.д.).
  • Более высокое давление R410a предполагает определенный диаметр медных труб (не меньше 0,7 мм).
  • Запрещено оставлять в системе трубопровода воздух, влагу.
  • При проведении монтажных, сервисных работ – проветривать помещение.

При соблюдении определенных условий заправить климатическое оборудование возможно самостоятельно. Тем не менее, лучше всего воспользоваться услугами специалистов, которые не только дозаправят кондиционер, но смогут при необходимости выявить другие неисправности устройства.

Советы напоследок

Скорее всего, самостоятельная дозаправка сплит-системы не принесет большого выигрыша в финансовом плане, только моральное удовлетворение и опыт, который пригодится в будущем. Чтобы не наделать ошибок, прислушайтесь к следующим рекомендациям:

  1. Уделите пристальное внимание поиску утечек и вакуумированию. Лучше потратить время на переделку вальцованных соединений медных трубок, чем снова потерять фреон.
  2. Не торопитесь и не забывайте закрывать вентили в нужной последовательности.
  3. Продувка шлангов от воздуха строго обязательна – попадания влаги и кислорода внутрь контура допускать нельзя.
  4. Перед отключением шлангов от кондиционера закройте вентиль баллона, а остаток из патрубков выпустите через манометрическую станцию.

У мастера – холодильщика процедура заливки отнимет не более часа, вам стоит выделить на выполнение работы вдвое больше времени. Посмотрите инструкцию по закачке фреона марки R22, представленную на последнем видео.

Частота заправок

Если кондиционер работает нормально, а целостность системы не нарушена, то утечки фреона наблюдаться не должно – что его не хватает, можно будет понять где-то через пару-тройку лет. Если система повреждена и присутствует утечка этого газа, то сначала следует провести ее ремонт, проверить уровень газа и слить его. И лишь потом осуществлять замену фреона.

Причиной протечки может стать неверная установка сплит-системы, деформация при перевозке либо очень сильное прилегание трубок одна к другой. Бывает, что комнатный кондиционер осуществляется перекачку фреона, из-за чего он вытекает по трубам внутри устройства. То есть периодичность его заправки должна быть сокращена. Но делать это не нужно часто. Достаточно будет заправлять устройство каждый год.

Понять, что фреон протекает, довольно легко. Свидетельством этого будет специфический газовый запах при работе, а охлаждение комнаты будет крайне медленным. Еще одним фактором этого явления будет появление инея на внешней поверхности наружного блока кондиционера.

О том, как дозаправить кондиционер своими руками, смотрите в следующем видео.

Диагностика после заправки

После того как закачать фреон в кондиционер включите его и в течение пары часов внимательно наблюдайте за работой системы. Перезаливка могла привести к ненормальной работе устройства.

Если вы перезолили не более чем на 10%, то сильной проблемы в этом не будет. На работу это не повлияет. Перезаливка больше этого значения негативно повлияет на работу компрессора и может привести к поломке.

Если поменяли фреон, но устройство все равно работает слабо, то стоит проверить давление. Возможно, вы добавили ниже требуемого уровня. Если уровень фреона нормальный, а кондиционер нормально не охлаждает, то стоит проверить само устройство. Скорее всего, поломка в другом.

Проще вызвать мастера

Заменить фреон самостоятельно в домашних условиях несложно. Даже с учетом того что можно обжечься. Основная проблема в том, что это не очень выгодно. В среднем вызвать мастера обходится:

  • 1500 рублей в случае дозаправки;
  • 2500 при полной замене.

При этом стоимость одного самого дешевого манометра обычно в районе 3000 рублей. Другая проблема в том, что трудно найти в продаже маленькие баллоны фреона. Он продается большими баллонами. Это стоит примерно 5000 рублей. Если у вас один обычный кондиционер, то это невыгодно.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий