Насос гидроусилителя руля камаз фото

Ремонт гидроусилителя руля КАМАЗ

схема работы рулевого управления камаз

Существует несколько признаков завоздушивания системы ГУР, при котором необходимо провести его прокачку. Среди них:

  • появление сильного шума в районе установки ГУР или его насоса;
  • увеличение давления на рулевом колесе, затруднения при его повороте;
  • подтекание рабочей жидкости из системы гидроусилителя.

Кроме этого, существуют еще несколько признаков, свидетельствующих о завоздушивании системывозникновение пены на поверхности рабочей жидкости в расширительном бачке, самопроизвольные повороты рулевого колеса в одну из сторон. Если вы столкнулись хотя бы с одним из описанных признаков — значит, вам необходимо прокачать гидроусилитель руля.

Распространенные неисправности

Вообще, ремонт гидравлического усилителя руля на КамАЗах требуется на очень часто, так как это довольно надежная система. Особенно, если соблюдаются правила использования узла и выполняется плановое его обслуживание.

  • ГУР начал терять масло из гидросистемы;
  • Руль перестал легко поворачивать в одну и другую сторону, начал проворачиваться тяжело;
  • Появились посторонние шумы или громкие шумы, когда работает насос;
  • Руль начал задерживаться, на своем обратном ходу;
  • Стало трудно удерживать руль, когда едешь прямо;
  • На руль начали передаваться какие-то толчки или руль начал вращаться и колебаться;
  • Руль крутится быстро, а сам механизм рулевого управления медленно или тяжело реагирует.

ГУР “Камаз”: устройство, ремонт, схема

Гидроусилитель рулевого управления, или же ГУР – просто необходимость для большегрузных и тяжелых авто. И если на легковых машинах многие обходятся без этого помощника, то попробуйте повернуть руль “Камаза” без него. Сегодня мы все узнаем про ГУР “Камаз”: устройство механизмов, принцип работы, а также поговорим о типичных неисправностях и о ремонте.

ГУР КамАЗ — Гидроусилитель руля, устройство, ремонт, характеристики

ГУР КамАЗ – неотъемлемый компонент грузовика, но для корректной его работы требуется периодическое техническое обслуживание с заменой деталей при необходимости. Давайте рассмотрим, для чего нужен гидроусилитель руля на КамАЗ, какое у него устройство, характеристики и основные неисправности, а также тонкости ремонта и регулировки механизма.

Задачи, которые решает ГУР КамАЗ

Гидроусилитель руля есть далеко не на всех легковых автомобилях. И понятно почему, легковушки достаточно лёгкие и управлять ими можно и без усилителя руля. Однако попробуйте это сделать на тяжеленом КамАЗе. На машине, масса которой 10 тонн без груза, повернуть руль без ГУР практически невозможно, конечно если вы не чемпион по тяжёлой атлетике. Поэтому в тех случаях, когда усилитель выходит из строя управление машиной превращается в настоящую пытку. И любой водитель старается его починить как можно быстрее.



Предназначение

ГУР Камаз

Основная функция механизма – снижение усилия, необходимого для поворота руля во время движения грузовика. То есть, узел обеспечивает комфортное управление и выполнение поворотов. При неисправной системе даже на небольшой скорости приходится прикладывать значительные усилия, а на большой скорости, особенно, при выполнении маневров, управление и вовсе может быть невозможным (вплоть до заклинивания руля).

Задачи, которые решает ГУР

Основная задача любого гидроусилителя руля – упрощение поворота руля. Без него даже при незначительных поворотах рулевого колеса требовались бы существенные физические усилия.

Другая задача гидроусилителя рулевого управления КамАЗ – гарантия нормальной управляемости транспортного средства. Другими словами, это элемент, необходимый для обеспечения достаточного уровня безопасности при эксплуатации машины.

Устройство

Какое имеет ГУР “Камаз” устройство? Механизм состоит из распределителя, гидроцилиндра, гидравлической жидкости, насоса, а также из соединителей и блока электронного управления.

Распределитель необходим для направления потоков гидравлических жидкостей в полости системы. Гидроцилиндр решает задачи преобразования гидравлического давления в механическую работу штоков и поршней. Жидкость не только передает усилия от насоса на гидроцилиндр, но и смазывает трущиеся узлы и детали. Насос его призван постоянно поддерживать необходимое давление. Также он способствует циркуляции жидкостей. Соединитель или трубка ГУРа “Камаза” служит для объединения между собой всех элементов этой конструкции. И наконец, электронный блок. Он направляет и регулирует работу усилителя.

Проверка качества масла

Перед началом проверки масла в коробке передач, нужно найти место под автомобильным капотом, где находится проверяющий щуп (постарайтесь не спутать его с щупом для проверки смазки а машине).

Более редко можно увидеть надпись COLD. В некоторых системах смазке нужно дать определенное количество времени, чтобы как следует прогреться.

Если количество смазки в гур является максимальным, жидкость тоже может начать пениться в результате взаимодействия с кислородом и контакта с внутренними частями мотора. Итоговые последствия реакции спровоцируют поломку мотора.

Также я бы отметил, что вспененная смесь начнет увеличиваться в своем объеме, а рабочие излишки быстро удалятся через внутренние сапун коробки.

Устройство типичного ГУРа КамАЗ

Любой усилитель руля состоит из следующих основных узлов:

  • Распределителя;
  • Гидроцилиндра;
  • Рабочей жидкости;
  • Насоса.

Современные ГУР оснащаются ещё и электронным блоком управления.
Особенностью гидроусилителя КамАЗа является то, что все его исполнительные механизмы собраны в одном корпусе. Рабочей жидкостью являются жидкости для гидроусилителя и автоматических КПП типа ATF.

Принцип работы ГУР следующий. Главное, что нужно всегда помнить так это то, что усилитель работает только при работающем силовом агрегате. Он запускается при помощи ремня, идущего от коленчатого вала, который приводит в действие насос. На КамАЗах насосы могут быть роторные или аксиально-поршневые.

Общее устройство рулевого управления КамАЗа

  1. рулевое колесо;
  2. колонка рулевого управления;
  3. кронштейн;
  4. фланец;
  5. регулировочная гайка;
  6. карданная передача;
  7. радиатор;
  8. распределитель;
  9. угловой редуктор;
  10. рулевой механизм;
  11. продольная рулевая тяга;
  12. сошка;
  13. вал сошки;
  14. насос;
  15. бачок.

При запуске двигателя насос (14) качает рабочую жидкость из бачка (15). Жидкость под высоким давлением попадает в распределитель золотникового типа, а тот уже помогает водителю вращать руль (1).

Для отслеживания усилия на руле применяется специальное устройство. На КамАЗе таковым является торсион, который находится в разрез рулевых валов.

Когда машина движется по прямой, и на руле нет никакого усилия, тогда торсион открыт, а клапана распределителя перекрываются. В этом случае ГУР не работает, и рабочая жидкость направляется обратно в бачок.

Когда же водитель начинает поворот, торсион поворачивается и золотник открывает каналы, по которым рабочая жидкость под давлением направляется к механизмам ГУР. Это облегчает вращение рулевого колеса.

В тех случаях, когда рулевое колесо повёрнуто до отказа, открываются предохранительные клапаны, они отводят давление жидкости и, по сути, отключают усилитель. Это сделано для того,чтобы избежать повреждения рулевого механизма,так как усилия, создающегося ГУРом вполне достаточно, чтобы его порвать.

ГУР Камаз

Характеристика ГУР

  • Рулевой механизм – имеет гидроусилитель, установленный в том же картере, что и рулевой механизм. Устройство предусматривает наличие винта с гайкой на вращающихся валах и поршня, который соприкасается с зубчатой частью вала сошки.
  • Передаточное число – 20
  • Клапан управления – золотниковый, выполнен с предохранительным и перепускным клапанами.
  • Насос – роторный механизм с лопастями и шестеренчатым приводом, передаточное число 1,25.
  • Привод руля и гидравлического усилителя – карданный вал, соединенный скользящим шлицем, угловая передача оснащена шестеренками конической формы.
  • Радиатор – алюминиевая конструкция с оребрением, установленная перед радиатором охлаждающей системы.
  • Привод руля – имеет две тяги (поперечного и продольного типов) с шавровыми шарнирами без возможности регулировки.

Общую схему ГУР КамАЗ Вы можете посмотреть на картинке в начале раздела.

ГУР “Камаз-5320”

Устройство его практически ничем не отличается от стандартного усилителя. Здесь тоже присутствуют распределитель, редуктор, а также гидравлический цилиндр, встроенный в рулевую.

ГУР КамАЗ 5320 устройство

Работа этого узла возможна лишь при постоянном движении рабочей жидкости. Так обеспечивается низкая нагрузка на насос. Давление в системе составляет 8000 кПа. Силовой цилиндр интегрирован в картер рулевого механизма. В качестве управляющего клапана используется золотниковый клапан, оснащенный системой реактивных плунжеров и центрирующими пружинами. Они создают ощущения сил сопротивления в момент поворота колес.

ГУР “Камаз-4310”

Этот узел здесь практически полностью такой же, как и в модели 5320. Принцип работы ГУР “Камаз-4310”, устройство и конструкция этого узла практически ничем не отличаются. Основное отличие лишь в усилении некоторых частей, а также в измененном креплении рулевой сошки. Здесь болты, шплинты и другие крепежные детали теперь заменены на гайки со стопорными шайбами.

Гидравлический насос

Насос ГУР монтируется в развале блока цилиндров.

ГУР КамАЗ 4310 устройство

Как работает насос?

Когда лопасти ротора вращаются, то при воздействии инерции они прижимаются к статору. В лопасти, которые совпадают с отверстиями в корпусе, а также распределительным диском, подается жидкость. Затем она закачивается при помощи лопастей в более узкую часть между ротором и статором. Когда рабочие полости совпадут с отверстиями в диске, жидкость выйдет через отверстия за диск. А оттуда под высоким давлением уйдет по нижнему клапану в систему. Масло из полости за диском попадает на лопасти ротора и еще сильнее прижимает их к поверхности статора.

устройство насос ГУР КамАЗ

Закачка и всасывание работают в один момент сразу в двух местах. Когда частота оборотов ротора увеличивается, то масло из полости за диском не проходит через калибровочное отверстие. Так растет давление, открывает перепускной клапан. Немного жидкости через коллектор попадает опять во всасывающую полость. Так производительность механизма уменьшается.

Зеленые жидкости

Это уже Пентосин. По сути одна из передовых марок на рынке и я бы советовал именно ее.

Опасность заключается в том, что смесь Pentosin может идти в виде синтетики и в виде классической минералки зеленого оттенка. Поэтому тут стоит быть как можно более внимательным. Данное масло рекомендуется для использования в гур Камаз.

Соответственно, мы может сделать вывод, что масла Pentosin и Декстрон, по своей сути, для автомобильного гидроусилителя являются простыми заводскими смесями со слабой вязкостью.

Основное, что стоит учесть при их перемешивании между собой или при замене данных масел — состав и его тип ( синтетическое масло либо минеральное).

Вот вам и рулевая автоколористика.

О самых характерных поломках, которые присущи ГУРу

Нужно сказать, что неисправности ГУР “Камаза” случаются нечасто. При качественной эксплуатации и своевременном ТО этого узла можно забыть даже о частых регулировках. Однако, пусть и нечасто, можно прочитать о проблемах с усилителем.

ремонт ГУР КамАЗ

Если бы не русская зима, тогда ГУР бы работал все время эксплуатации грузовика. Однако зимние морозы, ужасные дороги часто ведут к слишком раннему износу механизмов ГУРа. Обычно все поломки можно разделить на проблемы с механической частью и гидравлические неисправности.

И механические, и гидравлические проблемы могут появиться в любой части узла. Как и любая гидравлическая система, усилитель не терпит холода. Особенно он не любит слишком резких изменений. Тот же насос нагнетает довольно сильное давление. Следовательно, если вдруг повысится вязкость рабочего масла, то может выдавить сальники.

К тому же не всегда удается соблюдать хотя бы самые простые правила безопасного использования. Часто водители оставляют машины с вывернутыми колесами в большие морозы. После того как будет запущен мотор, давление будет расти лишь с одной стороны. В итоге выдавит сальник. Также мало кто по регламенту заменяет гидравлическую жидкость. А она со временем может загустеть. Это приводит к излишнему давлению.

трубка ГУР КамАЗ

Но это зима, а что летом? А здесь проблемы появляются преимущественно из-за пыли или грязи. Достаточно лишь совсем небольшой разгерметизации системы, и вскоре потребуется ремонт ГУР “Камаза”. Так, при разгерметизации изнашиваются штоки и втулки. Первые сразу ржавеют и увеличивают износ вторых. Через пару сотен километров зазоры между штоком и втулкой станут больше допустимых. Так, рулевая рейка будет стучать.

Соблюдайте чистоту и уровень рабочей жидкости

Чтобы не было проблем с усилителем руля, нужно соблюдать чистоту. Грязная гидравлическая жидкость способна значительно ускорить износ насоса и уплотнителей в механике рулевой рейки грузового автомобиля.

Необходимо стараться смотреть за уровнем масла в бачке. Если уровень ниже, насос будет работать в режиме преждевременного износа.

Признаки типовых неисправностей элемента

Если при движении нужно постоянно выравнивать автомобиль при помощи руля, то необходимо проверить наличие свободного хода рулевого колеса. Если он выше, чем нужно, следует отрегулировать ход. Также нужно убедиться и проверить, не износились ли части винтовой пары.

неисправности ГУР КамАЗ

В случае попадания воздуха в гидравлику в бачке можно увидеть вспененную и мутную жидкость. В этом случае нужно промыть и прокачать системы. Также подлежит замене фильтр. Кроме этого, одна из типичных неисправностей – прокладка коллектора, которая может износиться.

Ремонт и регулировки

Ремонтные работы сводятся к замене изношенных деталей или узлов. Все запчасти для усилителя производятся и есть в схемах сборочных единиц. Восстановлению детали не подлежат.

Для регулировок необходимо иметь специальный инструмент – динамометр, а для проверки давления понадобится манометр.

Итак, мы выяснили, какое имеет ГУР “Камаз” устройство, неисправности, конструкцию и принцип работы.

Принцип работы рулевого привода

Это часть системы управления, обеспечивающая непосредственно поворот передних колес на заданный градус. В него включены продольная и поперечная тяги, которые, в свою очередь, состоят из:

  • шаровых пальцев;
  • верхнего и нижнего вкладыша;
  • масленки (на каждой тяге отдельно);
  • уплотнительных прокладок;
  • вспомогательных узлов — стопорных шайб, пружин и т. п.

Поперечная тяга является частью передней оси КАМАЗа в сборе как технологической единицы. Продольная тяга является цельной деталью, ее шарниры не регулируются. Она передает усилие от сошки механизма к верхнему рычагу левого поворотного кулака.

В шарнирах располагаются шаровые пальцы, являющиеся основными элементами устройства.

Видео по теме: Рулевое управление автомобилей Камаз 4310 и Камаз 5320

Публикации по теме

КамАЗ 4310

Конструктивные особенности грузовика КамАЗ 4310

КамАЗ 5320

Основные характеристики легендарного КамАЗа 5320

Редуктор КамАЗ 5320

Особенности диагностики и ремонта редуктора КамАЗ 5320

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий